В начале 50-х годов в ОКБ МиГ были разработаны несколько модификаций
МиГ-17 в роли ударного самолета и истребителя бомбардировщика.
МиГ-17 (СИ-15) - самолет, оборудованный пусковыми установками под 4 снаряда
АРС-140-150. Постановлением Совета Министров от 15 декабря 1951 г. и
приказом МАП от 26 декабря 1951 г. установлен срок сдачи на госиспытания - I квартал 1953 г. В 1952 г. разработан
эскизный проект. Разработка рабочих чертежей и изготовление производилась
филиалом ОКБ-155 на заводе №21. В 1953 г. на заводе №21 оборудовано два
самолета.
МиГ-17 (СИ-16) - самолет, оборудованный блоками ОРО-57 с 8 неуправляемыми
реактивными снарядами АРС-57 (С-5) в каждом. Приказом МАП от 27 мая 1953 г.
установлен срок сдачи на госиспытания - IV
квартал 1953 г. В сентябре 1953 г. были выпущены все
рабочие чертежи и началось изготовление узлов подвески. До конца
года завод №589 не поставил прицел АП-57, что задержало окончание сборки.
Самолет МиГ-17 №54211005 отправлен на заводские летные испытания 21 января
1954 г. Испытания проводились в два этапа: 1 этап - испытание планера
самолета, 2 этап - отстрел реактивными снарядами. 27 марта самолет СИ-16
предъявлен в ГК НИИ ВВС на государственные испытания. В июне 1954 г. госиспытания по отстрелу реактивными снарядами
закончились с удовлетворительными результатами. Самолет с установкой блоков
рекомендован к принятию на вооружение ВВС.
МиГ-17 (СИ-19) - самолет, оборудованный пусковыми установками ОРО-190 под
два снаряда ТРС-190. Постановлением Совета Министров от 15 декабря 1951 г.
и приказом МАП от 26 декабря 1951 г. установлен срок предъявления на госиспытания - август 1952 г. В июне 1952 г. выпущены
все рабочие чертежи. Самолет закончен в производстве и передан на заводские
испытания 13 августа 1952 г. После проведения полигонных испытаний 9
сентября 1952 г. самолет СИ-19 предъявлен на государственные испытания.
Между тем разработку самого боеприпаса ТРС-190 с БЧ осколочно-фугасного
действия филиалу НИИ-1 6-го ГУ МОП официально задали только год спустя на
основании Постановления Совета Министров от 19 сентября 1953 г. (приказ МОП
от 10 октября 1953 г.).
В соответствии с этим же Постановлением и на основании приказа МАП от 2
октября 1953 г., ОКБ-155 предписывалось оснастить истребитель СИ-19
орудиями для стрельбы ТРС-190, прицелом АП-21 (АП-2Р), приборами зарядки
взрывателей ПЗВ-52 и передать на заводские и государственные летные
испытания в III квартале 1953 г. Правда заводские
летные испытания машины с доработанной системой вооружения закончились еще
12 августа 1953 г., а к 1 января 1954 г. с положительным результатом
завершился и первый этап государственных летных испытаний. Для проведения
второго этапа испытаний самолет передали на полигон ГК НИИ ВВС. Самолет
СИ-19 второй этап госиспытаний также прошел с
положительным результатом, но по заключению ВВС окончательное решение о
принятии на вооружение реактивной системы было отложено до окончания
войсковых испытаний.
МиГ-17АС (СИ-21) - самолет, оборудованный авиационной реактивной
системой АС-21. Для расширения боевых возможностей самолета МиГ-17 в
соответствии с приказом МОП от 15 июля 1953 г. в июле-августе ОКБ-155
проводило работы по оснащению истребителя МиГ-17 №54210443 авиационной
реактивной системой АС-21. Установка системы АС-21 на МиГ-17 в основном
аналогична ее размещению на самолете МиГ-15бис (СД-21) и отличается от последней балками для
подвески ПУ-21 и установкой этих балок под крылом самолета. Балки
устанавливались непосредственно под мостами ПТБ.
Самолет в конце года прошел государственные испытания с положительной
оценкой. Постановлением Совета Министров от 11 мая 1954 г. и приказом МАП
от 17 мая 1954 г. самолет под названием МиГ-17АС был запущен в серийное
производство на заводах №31 (с сентября) и №126 (с октября). В 1955 г.
ОКБ-155 оборудовало авиационной реактивной системой АС-21 истребитель
МиГ-17Ф №0115324 для проведения контрольных испытаний.
МиГ-17 (СИ-21М) - самолет, оборудованный установками под два снаряда
АРС-212М. Постановлением Совета Министров от 15 декабря 1951 г. и приказом
МАП от 26 декабря 1951 г. установлен срок предъявления на государственные
испытания - IV квартал 1952 г. В октябре-ноябре 1952 г. в ОКБ-155
подготовили рабочие чертежи и передали их на завод №21 для оборудования
самолетов пусковыми установками. Но в намеченные сроки передать самолеты на
испытания не удалось (задержка в изготовлении была вызвана отсутствием
прицела). Вскоре согласно Постановлению Совета Министров от 18 апреля 1953
г. и приказа МАП от 8 мая 1953 г. работы по этой теме были прекращены по
первому экземпляру СМ-21М на стадии заводских летных испытаний, по второму
- в стадии переоборудования.
МиГ-17 - оборудованный пусковыми установками Б-374
для стрельбы турбореактивными снарядами ТРС-85. Система вооружения
предназначалась для борьбы с десантно-высадочными средствами и другими
малыми кораблями противника, а также с подводными лодками, находящимися в
надводном положении. Оборудование самолета МиГ-17 №1615328 под подвеску
блочной реактивной установки Б-374 выполнено на заводе №81, в соответствии
с ТТЗ ВМФ, утвержденным в марте 1954 г. Реактивная установка Б-374 состояла
из двух пятиствольных блоков. В каждый ствол
могло заряжаться по три снаряда ТРС-85. Общий боезапас - 30 снарядов. Блоки
подвешивались на балки, установленные между основными стойками шасси и
мостами ПТБ. Стрельба могла вестись только после сброса ПТБ как одиночными
залпами, так и серией. Заводские испытания проводились в мае-июне 1955 г.
После доработок, связанных с устранением дефектов, самолет в сентябре был
предъявлен Институту №15 ВМФ на государственные испытания. Госиспытания проходили в период с 13 октября 1955 г. по
16 июня 1956 г. Применение самолета МиГ-17 вооруженного снарядами ТРС-85
было признано целесообразным, однако решение вопроса об оборудовании
серийных машин было рекомендовано отложить до окончания госиспытаний
реактивной установки и снарядов ТРС-85. Проведенные в последующем испытания
реактивная система не выдержала по причине неустойчивости снаряда ТРС-85
при стрельбе на больших скоростях полета самолета МиГ-17. Дальнейшая
доработка снаряда ТРС-85 без коренных изменений его конструкции была
признана нецелесообразной.
На основании плана опытно-конструкторских работ на 1958 г. в ОКБ-155
разработана техническая документация, а заводом №21 произведено
переоборудование самолета МиГ-17 №54210565 (помимо МиГ-15бис №2815311) в
вариант истребителя-бомбардировщика. На самолете устанавливались две балки
на крыльях между основными стойками шасси и мостами ПТБ. Предусматривались
следующие варианты подвески:
- 2 блока ОРО-57К со
снарядами С-5К или С-5 (по 8 в каждом),
- 2 пусковых установки ОРО-212К со снарядами С-1оф
(ТРС-212).
Кроме
того, на замки ПТБ могли подвешиваться не только топливные баки, но и
авиабомбы калибром от 50 до 250 кг. Артиллерийское вооружение осталось без
изменения. Управление стрельбой из пушек было выведено на нижнюю кнопку на
ручке пилота, а пуск РС осуществлялся от верхней кнопки. Прицеливание при
применении всех видов оружия выполнялось с помощью прицела АСП-3Н.
Заводские испытания самолетов не проводились, поэтому МиГ-17 вместе с
МиГ-15бис были сразу предъявлены в ГК НИИ ВВС на госиспытания,
которые проходили в период с 4 марта по 30 июня 1959 г. За это время на
самолетах было выполнено 114 полетов. Самолеты успешно прошли испытания и
рекомендовались в качестве эталонов для переоборудования самолетов,
состоящих на вооружении истребительно-бомбардировочной авиации.
|