Су-24 в различных
государствах
1 УАПИБ, аэродром
Лебяжье, Михайловка. На начало 90-х гг. вооружен самолетами Су-24
наряду с Ми-23 и -27. После 1992 года принято решение о снятии МиГ-23 и 27 с вооружения
и в полку остались только Су-24.
2 гвардейский БАП 21-й БАД
23-й ВА, аэродром Джида
(Забайкальский ВО).
3
БАП 149-й БАД 4-й ВА (Северная группа войск ВС СССР) переформирован из 3-го АПИБ,
в 1983 г. В этом году полк получил Су-24 выпуска 74...75 гг. На 1991 г. имел
в своем составе 20 Су-24 (две АЭ), командир полковник В. Лычагин. С начала
1992 г. перебазирован на аэродром Шпротава, Польша. К 3 июня
1992 г. выведен за Урал.
4 Гвардейский БАП 132-й
БАД ВВС Прибалтийского ВО, аэродром Черняховск
Перевооружен на самолеты Су-24 в 1974 г, первым в ВВС СССР.
7
БАП, Су-24М, аэродром Староконстантинов Хмельницкой обл.
перевооружен на Су-24 в 70-х гг. (ранее был вооружен Ил-28 и Як-28). В 80-х
гг. получил Су-24М. В полку имелось также несколько самолетов Су-24МК.
10
ОРАП 26 ВА, аэродром Щучин Белорусского ВО, участвовал в
боевых действиях в ДРА на самолетах МиГ-21Р. После вывода в СССР
переформирован и перевооружен на самолеты Су-24МР.
11
Краснознаменный Витебский ОРАП, сформирован в 1942 г, в Подмосковье,
с 1954 г. входил в состав 16-й ВА ВВС ГСВГ (ЗГВ). Перебазирован на аэродром
Ной-Вельцов около Дрездена. В 60-х гг. получил самолетыЯк-28Р (2 АЭ), Як-28ПП
(1 АЭ). Полк участвовал в чешских событиях 1968 г. В ходе перевооружения
получил 24 Су-24МР (две АЭ) и 6-12 МиГ-25РБ (одна АЭ), В начале 80-х гг. в
полк поступило также несколько самолетов Су-24МП. Оставался в составе 16-й ВА
по июнь 1990 г., когда обе АЭ Су-24МР выведены в СССР (на аэродром Чернигов.
После 1992 г. МиГ-25 перелетели в Россию, а Су-24МР остались на Украине.
15
ДРАП ВМФ КБФ, аэродром Чкаловский (под Калининградом). Полк
получил самолеты Су-24МР в 80-х гг., кроме них имел на вооружении дальние
разведчики Ту-16Р и Ту-22Р.
39
ОРАП ВВС Среднеазиатского ВО на 70-е rr.
вооружен самолетами Як-28Р, размещен на аэродроме Балхаш, С
конца 1979 г. действовал над ДРА с базы Мары. В 1986- 1987 гг. перевооружен
на Су-24МР.
42
Гвардейский Танненбергский БАП сформирован как 8 ИАП в апреле 1938
г., в годы ВОВ переименован в 42 Гвардейский ИАП. С 1945 г. 42-й ИАП
находится на территории Германии, с 1947 г. — в Польше, с февраля 1951 г.
постоянно базируется в Стара-Коперня, с мая 1955 г. вошел в состав 149-й ИАД
на МиГ-15, затем на МиГ-17. В 1960 г. переименован в 42-й ГИБАП (вооружен
МиГ-17, затем — МиГ-21). С 1981 г. переименован в ГБАП с тем же номером и
снова перевооружен, получив около 36 Су-24 (три АЭ). В 1984 г. получил 25
Су-24М (две АЭ). 5 мая 1992 г. выведен на Дальний Восток.
63
БАП ВВС Прибалтийского ВО, аэродром Черняховск.
Перевооружен на Су-24 в числе первых в середине 70-х гг.
67
БАП 149-й БАД Прибалтийского ВО, аэродром Сиверский,
вооружен самолетами Су-24 с середины 70-х гг.
69
БАП 289-й БАД 14-й ВА, аэродром Овруч, Западная Украина, вооружен самолетами
Су-24.
87
ОРАП ВВС Туркестанского ВО, аэродром Карши. В 1986-1987
гг. перевооружен с самолетов Як-28Р на Су-24МР.
89
БАП, сформирован как 18 ИАП в июне 1938 г. Начиная с 1945 г. в
составе 149-й ИАД базируется в Китае. В мае 1955 г. выведен в Польшу на
аэродром Шпротава. В 1960 г. получил Су-7Б и переименован в 89-й ИБАП. С 1975
г. получил Су-17М, с 1976 г. переименован в 89 АПИБ. С 1982 г, начал
переучивание на Су-24 и переименован в 89 БАП, с 1989 г. получил Су-24М (24
самолета на 1991 г). Перебазирован в Санкт-Петербург 7 июля 1992 г. и
расформирован.
114
БАП сформирован в 1952 г. на аэродроме Староконстантинов
(Хмельницкая обл.) на самолетах Ил-28. В 1968 г. перебазирован на аэродром
Домна и вошел в сослав 23-й ВА. В 1973 г. перевооружен на Су-24 (первый полк
на Су-24 в азиатской части СССР). В настоящее время полк расформирован.
116 БАП 24-й ВА, аэродром
Россь, вооружен самолетами Су-24М.
118
ОАПРЭП (ПСРЭП), Чертков, УССР, на 1990 г. имел 30
самолетов Як-28ПП, (на 1993 г. 8 из них были уже на консервации, остальные 22
оставались в строю до 1994 г). В 1992 г, получил 6 Су-24МП из 11-го ОРАП
(см.). После распада СССР переименован в 118-й АППП ВВС Украины.
125
ОРАП 23-й ВА (Забайкальский ВО), аэродром Домна Читинской обл.
Полк вооружен самолетами Су-24МР и Су-17М3Р. 143 БАП, на начало 80-х гг.
вооружен самолетами Су-24М, размещен на аэродроме Кутаиси-1 (Копинтари),
Закавказский ВО. Летчики этого полка обеспечивали проведение испытаний Су-24М
в горной местности. В апреле 1984 г. полк впервые участвовал в боевых
действиях в ДРА (первое боевое применение самолета Су-24). С 20.01. по
14.02.1989 г. полк снова участвовал в боевых действиях в ДРА, обеспечивая
вывод советских войск На январь 1989 г. полк имел три АЭ, всего 26 Су-24М,
командир подполковник В. Никулин. В 90-х гг. Вошел в состав 36-й БАД 4-й ВА,
вероятно участвовал в боевых действиях в Чечне.
149 Гвардейский Краснознаменный
БАП ВВС Туркестанского ВО на апрель 1984 г. базировался на аэродроме
Николаевка, под Алма-Атой, вооружен Су-24, командир полка полковник
В.Н. Бойко. В апреле 1984 г. и с осени 1988 г. участвовал в боевых действиях
в ДРА (последний боевой вылет — 11.01.1989 г.), всего в ДРА 149 БАП выполнил
140 полковых вылетов, сбросил 7500 т. бомб).
164
Гвардейский Керченский ОРАП образован как 164-й ОРАП (см.) в августе
1941 г. в Армении. С лета 1945 г. дислоцирован в Польше, вошел в состав 4-й
ВА ВВС СГВ. С 1954 г. вооружен Ил-28Р, с 1961 — Як-27Р, с 1968 — Як-28Р, с
1973 — в дополнение к Як-28Р получил 14 самолетов МиГ-25РБ, РБК, РБФ, РБТ и 2
МиГ-25РУ, В ноябре 1985 г. последние оставшиеся в строю Як-28Р заменены на 12
Су-24МР. К концу 80-х rr. имел по одной АЭ на
Су-24МР, МиГ-25РБ и МиГ-25БМ. К 01.08.90 г. АЭ на МиГ-25БМ выведена в СССР, а
остальные перелетели на территорию России 14 мая 1992 г. Новым местом базирования
стал аэродром Шаталово. Полк был включен в состав ВВС МВО.
168
БАП 36-й БАД 4-й ВА на 1994-1995 гг., предположительно вооружен Су-24.
234
CAII демонстрации авиатехники, Кубинка. С 1978 г.
вооружен МиГ-23МЛ, затем МиГ-29. Кроме того, в полку имелась и другая
техника, в т.ч. Су-24.
305
БАП 1-й БАД, аэродром Поставы, Белоруссия, вооружен
самолетами Су-24.
306
БАП 289-й БАД 14-й ВА, аэродром Луцк, переформирован из ИБАП с
тем же номером (ранее был оснащен Су-17), перевооружен на самолеты Су-24 в
80-х гг.
321
БАП 4-й ВА, аэродром Сууркиул, Прибалтика, вооружен Су-24 в
числе первых.
455 ИСИАП 4-го ЦБП и ПЛС (см.), аэродром
Воронеж. Полк обеспечивает боевую подготовку и переучивание личного
состава ФА, вооружен самолетами МиГ-25, Су-17М и Су-24.
497
БАП 1-й БАД, аэродром Лида, Белоруссия, вооружен Су-24.
511 ОГРАП ВВС Одесского
ВО, аэродром Буялык, УССР. Перевооружен на Су-24МР с самолетов
Як-28Р, имел также МиГ-25РБ
668
БАП 132-й БАД ВВС ПрибВО, аэродром Тукумс. Перевооружен
на Су-24 в числе первых в 1974-1975 гг.
722
БАП 149-й БАД, аэродром Смуравьи, вооружен самолетами
Су-24.
727
БАП 24-й ВА, на начало 90-х гг. аэродром Канатово, вооружен
самолетами Су-24.
735
БАП переформирован из 735-го ИБАП на аэродроме Ханабад
Туркестанского ВО, вооружен Су-24 (31 самолет первых серий, поступили
из лидерных частей). В 1988 г. получил две АЭ Су-24М сер. 19, 25 и 26 из 7-го
БАП и частей 3I В. В 1988 г. участвовал в боевых действиях в ДРА с аэродромов
Туркестанского ВО, последний боевой вылет полк выполнил 14.02.1989 г.
760
ИИСАП 4-го ЦБП и ПЛС, Воронеж. Полк обеспечивал проведение
войсковых испытаний новой авиатехники (в т.ч. Су-24 и его модификаций), а
также переучивания на нее личного состава строевых частей ВВС. В июне 1981 г.
полк первым в ВВС СССР получил Су-24М. В 1983-1984 г. на базе полка были
проведены ВИ этого самолета.
806
БАП 14-й ВА, аэродром Луцк, вооружен Су-24.
882
ОРАП 34-й ВА, аэродром Далляр, предположительно вооружен Су-24
МР.
886
ОРАП 15 ВА, Екабпилс, Латвия, Су-17М, Су-24МР. В 1-й
половине 80-х гг, 1 АЭ полка находилась в ДРА на
аэродроме Кабул, командир АЭ м-р С.В. Тараканов. После 1992 г. полк выведен в
Россию.
947
БАП, аэродром Дубно, Западная Украина. Вооружен
Су-24М, вошел в состав ВВС Украины в 1992 г.
953
БАП 32-й БАД 24-й ВА, аэродром Бобровичи, Белоруссия. Вооружен
Су-24.
976
БАП 36 БАД 4-й ВА Северной группы войск ВС СССР, дислоцирован в ПНР до
начала 90-х гг. После вывода из Польши вошел в состав 34-й ВА, аэродром
Кюрдамир, предположительно вооружен Су-24.
43
ОМШАЭ ВВС ЧФ, аэродром Гвардейское, Крым. На 1992 г.
эскадрилья вооружена самолетами Су-17М4 и оставалась в составе ЧФ России. В
1998 г, эскадрилья перевооружена самолетами Су-24М.
?
БАП, аэродром Мукачево, Украина, Вооружен
Су-24М, вошел в состав ВВС Украины в 1992 г.
?
БАП ВВС КБФ, Городок, Псковская обл. Вооружен Су-24М.
ЦЕНТРЫ
БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ И ПЕРЕУЧИВАНИЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА
4 ЦБП и ПЛС ВВС, штаб размещен в г. Липецк
имеет Су-24 (с 1973 г), Су-24М, 2 Су-24МП (с 1983 г) на 1992 г, самолеты
Су-24 имелись в составе 455 и 760-го ИСИАП 4-го ЦБП и ПЛС (кроме того были в
этих полках МиГ-25 и Су-17М).
1046
ЦПЛС, Шаталово. Полк, принадлежащий 1046-му ЦПЛС
вооружен самолетами МиГ-25РБ, Су-17М, Су-24.
1270
ЦПЛС АВМФ, размещен на авиабазе Бердянск. Проводил
подготовку экипажей морской авиации на самолеты Су-24 и Су-17.
Примечание: Предлагаемый Вашему вниманию список включает номера и
наименования только тех частей, соединений и войсковых объединений,
эксплуатировавших самолет Су-24 и его модификации, которые уже упоминались в
открытой печати.
|
|