|
|
|
Краткое
техническое описание фронтового бомбардировщика
Су-24 «Fencer»
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Су-24М выполнен по нормальной аэродинамической схеме с
высокомеханизированным крылом изменяемой стреловидности и двумя двигателями с
боковыми нерегулируемыми воздухозаборниками.
Конструкция планера цельнометаллическая, с использованием алюминиевых сплавов
(АК4-1, АЛ-19, Д-16, В-95), стали (конструкционная ЗОХГСА и ЗОХГСНА,
нержавеющая ВНС-5), титановых (ВТ-5А) и магниевых (МЛ5-Т4) сплавов. Для
повышения технологичности широко используются вафельные
монолитные панели из алюминиевых плит, благодаря чему число заклепок
сократилось на 28%, трудоемкость изготовления панелей по сравнению с клепаносборными снизилась на 15%, уменьшение числа
крепежных отверстий и стыковых швов повысило надежность и герметичность
конструкции. Крыло состоит из неподвижной
части, закрепленной на фюзеляже, и поворотных частей, крепящихся к силовой
балке центроплана с помощью шарнирных узлов. Передняя
кромка неподвижной части имеет стреловидность 70°. Подвижные части крыла устанавливааются в четыре фиксируемых положения со
стреловидностью 16° на взлете и посадке, 35° на крейсерских дозвуковых
режимах, 45° при боевом маневрировании, 69° при полете на больших дозвуковых
и сверхзвуковых скоростях. При увеличении стреловидности удлинение
крыла уменьшается от 5,64 до 2,11. Угол установки крыла нулевой, угол
поперечного V -4.5 град., отрицательная аэродинамическая
крутка 4°. Профиль неподвижного центроплана СР14С-5.376, подвижных консолей СР14С-9.226
Механизация
каждой поворотной консоли включает трехсекционные двухщелевые закрылки с фиксироваными
дефлекторами (площадь 10,21 кв.м., угол отклонения 34°) и четырехсекционные
предкрылки (3.04 кв.м., 27°), отклоняемые с помощью винтовых приводов. На
верхних поверхностях консолей установлены по две секции интерцепторов (3,06
кв.м., 43°), предназначеных для поперечного
управления самолетом. Фюзеляж типа полумонокок, прямоугольного сечения со скругленными
нижними углами, его форма выбрана из условия тихнологичности
и получения максимальной подъемной силы. В верхней части
фюзеляжа располагается гаргрот, в котором проходят
трассы управления. Кабина герметическая, вентиляционного типа, с системой
кондиционирования воздуха и кислородным оборудованием. Летчик и
штурман-оператор расположены рядом на катапультных креслах К-36ДМ (К-36Д на
самолетах первых серий), обеспечивающих принудительное и независимое
аварийное покидание самолета в полете и на стоянке (Су-24 первый самолет, на
котором применены эти унифицированные кресла). Система разведения кресел
исключает их столкновение в воздухе при одновременном катапультировании
летчика и штурмана. Фонарь имеет неподвижное лобовое стекло и две створки,
откидывающиеся назад-в-стороны независимо друг от
друга. Снизу фюзеляжа расположены два тормозных щитка (площадь 2*1,68 кв.м.,
угол отклонения 62 град.), являющихся одновременно передними створками ниш
основных стоек шасси. Кабина экипажа оснащена двойным управлением. Горизонтальное
оперение
цельноповоротное дифференциальное, используется для
продольного и поперечного управления самолетом. Имеет прощадь
13,71 кв.м., угол стреловидности по линии четвертей хорд 55°, удлинение 2,3.
Половины стабилизатора отклоняются в диапазоне от +11 до -25 град. Общая площадь вертикального оперения
9,23 кв.м., угол стреловидности по линии четвертей хорд 55°. Руль направления
отклоняется в диапазоне +-24°. Для повышения путевой устойчивости
дополнительно к вертикальному оперению установлены хвостовые подфюзеляжные
гребни площадью по 1,1 кв.м. каждый. В основании киля находится контейнер
ПТК-6 с двумя тормозными парашютами площадью 2*25 кв.м. Парашютно-тормозная
установка - штатное средство торможения и используется при каждой посадке. Шасси трехопорное
с двухколесными носовой и основными стойками, дает возможность Су-24
"работать" с бетонированных и грунтовых ВПП. Передняя стойка
управляемая, с грязезащитным щитком, убирается в нишу фюзеляжа назад под
кабину. Главные колеса убираются в ниши фюзеляжа в направлении вперед-внутрь (к оси симметрии самолета). Размеры
передних нетормозных колес 660*200 мм., главных тормозных - 950*300 мм. Колея шасси 3,31 м.,
база 8,51 м. Топливо располагается в трех
фюзеляжных баках общей емкостью 11860 л. Заправка происходит под дпвлением через бортовой штуцер или самотеком через
заливные горловины. Дополнительно могут быть установлены два подвесных бака
ПТБ-3000, емкостью по 3000 л под центропланом и один ПТБ-2000 емкостью 2000 л
под фюзеляжем. Су-24
оборудован системой
дозаправки в воздухе с выдвижной штангой-топливоприемником в
носовой части фюзеляжа. Он может и сам выполнять роль
заправщика при оснащении подвешиваемым под фюзеляжем агрегатом УПАЗ-А,
позволяющем передавать в полете (в том числе и ночью) заправляемому самолету
до 9000 кг топлива. Система
управления полетом бустерная, необратимой схемы, с
жесткой проводкой к дифференциальному стабилизатору и рулю направления.
Интерцепторы - с электродистанционной системой
управления. В случае отказа автоматики в режиме маловысотного полета
обеспечивается приведение самолета к нулевому крену и уход от земли. Гидравлическая
система
состоит из трех независимых гидросистем с рабочим
давлением 20,6 МПа (210 кгс/см.кв)
и используется для привода аэродинамических органов управления и механизации
крыла (с помощью двухкамерных усилителей), механизма изменения стреловидности
крыла, уборки и выпуска шасси, открытя фонаря
кабины, и т.д. Каждая гидросистема имеет по два
насоса, которые установлены по одному на правом и левом двигателях. Пневматическая
система
с зарядным давлением 19.6 МПа (200 кгс/см.кв) применяется для торможения колес, аварийного
выпуска шасси и наддува гидробака. Система
электроснабжения включает два генератора переменного тока и два генератора
постоянного тока, а также две аккумуляторные батареи. Характеристики
Су-24М
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С
|