Як-9
- это третий по счету после Як-1 и Як-7 основной тип истребителя семейства
"Як" периода Великой Отечественной войны. С конструктивной точки
зрения он представлял собой дальнейшее развитие Як-7. Мало отличаясь от
него по внешнему виду, Як-9 в то же время был во всех отношениях более
совершенным. Это естественно, поскольку при создании этого самолета был учтен почти двухгодичный опыт производства и боевого
применения Як-7 и имелась возможность более широкого применения
дюралюминия, в котором страна испытывала уже не такие большие затруднения,
как в начале войны. Использование металла позволило, в частности,
существенно уменьшить массу конструкции, а выигрыш использовать либо для
увеличения запаса горючего, либо для оснащения самолета более мощным
вооружением и более разнообразным спецоборудованием.
Як-9 был самым массовым истребителем советских ВВС периода Великой
Отечественной войны. В середине 1944 г. самолетов Як-9, Як-9Т и Як-9Д в
сумме было больше всех других находившихся на вооружении
истребителей вместе взятых и они в большой мере заменили Як-1 и
Як-7Б на основных фронтах. Выпуск Як-9 на заводе N153 достигал 20 самолетов
в день.
Як-9 выпускался на трех крупных заводах (NN 153, 166, 82), принимал участие
во всех операциях Советской Армии, начиная со Сталинградской битвы. Это
один из последних и один из лучших винтомоторных истребителей второй
мировой войны. Все его модификации обладали отличными летно-тактическими
характеристиками, не имели значительных конструктивных или эксплуатационных
дефектов, приводящих к авариям .
Главной особенностью Як-9 являлась его способность модифицироваться в самые
разнообразные по назначению и по боевому применению типы самолетов, включая
фронтовой истребитель с обычным и тяжелым вооружением, истребитель дальнего
сопровождения, истребитель-бомбардировщик, истребитель-фоторазведчик,
высотный истребитель-перехватчик, двухместный невооруженный пассажирский
самолет специального назначения, двухместный учебно-тренировочный и
вывозной истребитель.
Як-9 имел 22 основных модификации, из которых 15
строились серийно. На Як-9 устанавливались пять различных
новых и модифицированных типов двигателей, шесть вариантов числа и
объема бензобаков, семь вариантов вооружения и два варианта
спецоборудования. Кроме того, у Як-9 было две существенно отличавшихся
разновидности крыла: смешанной и цельнометаллической конструкций. Все
модификации Як-9, кроме исходной конструкции, имели специальные индексы.
Як-9 серийно выпускался шесть лет - с октября 1942 г. по декабрь 1948 г.
Всего построено 16769 самолетов. Первым серийным самолетом стал Як-9 с
двигателем М-105ПФ. Як-9 с двигателем М-105ПФ и винтом ВИШ-61П являлся
фронтовым истребителем. Он представлял собой серийный самолет, прототипом
для которого послужил облегченный вариант самолета Як-7ДИ. От последнего
Як-9 имел ряд отличий, основные из которых следующие: запас горючего и число бензобаков уменьшены соответственно с
500 кг и четырех баков до 320 кг и двух баков (на Як-7ДИ в облегченном
варианте два консольных бака не заливались, на серийных Як-9 они
отсутствовали); запас масла уменьшен с 50 до 26...30 кг; сняты
бомбодержатели для наружной подвески бомб.
Вооружение Як-9 было аналогично Як-7ДИ - одна моторпушка
ШВАК с боезапасом 120 снарядов и один (левый) синхроний пулемет УБС с боезапасом
200 патронов. Полетная масса по сравнению с облегченным вариантом Як-7ДИ
увеличилась до 2870...2875 кг, что объяснялось в основном более низкой
культурой производства и менее жестким массовым контролем на серийных
заводах по сравнению с опытным производством ОКБ А.С.Яковлева.
Як-9 был очень маневренным как в вертикальной, так
и в горизонтальной плоскостях, легким и приятным в управлении. Он имел
значительное преимущество в воздухе перед другими отечественными
истребителями и истребителями противника. Например, в бою на вертикалях
Як-9 заходил в хвост Me-109F после первого же боевого разворота, а в бою на
горизонталях - после 3...4 витков виража.
Як-9 М-105ПФ выпускали два завода: N153 - с октября 1942 г. по февраль 1943
г. (с 1-й по 3-ю серию, последний самолет - N03-51), всего 195 самолетов; и
N 166-с января по август 1943 г. (с 1-й по 6-ю серию), всего 264 самолета.
Таким образом, в общей сложности построено 459 самолетов Як-9 М-105ПФ.
Впервые в боевых действиях Як-9 принял участие во время советского
контрнаступления под Сталинградом во второй поло-
вине декабря 1942 г.
В июне 1943 г. в районе Курска на серийных самолетах Як-9 из-за неосвоенности технологии производства имело место
несколько случаев отрыва деревянной обшивки от каркаса крыла в полете. Этот
дефект устранялся по мере его появления бригадами ОКБ и серийных заводов
непосредственно в строевых частях. В мае 1944 г. на Як-9М и последующих
модификациях этот дефект был окончательно устранен.
|