В феврале 1943 г. завершилась постройка истребителя Як-1М. Он
представлял собой дальнейшее развитие самолета Як-1, от которого отличался,
в основном, меньшим весом и крылом меньшей площади. Летные данные машины
заметно улучшились максимальная скорость на высоте
4430 м возросла до 633 км/ч, время набора высоты 5000 м при взлетном весе
2655 кг сократилось до 4,1 минуты. В сентябре 1943 г.
года был подготовлен улучшенный вариант-Як-1М «Дублер» У этого самолета
полотняную обшивку хвостовой части фюзеляжа заменили на фанерную толщиной 2
мм, доработали системы охлаждения воды и масла, применили безмачтовую антенну, кольцевой прицел с мушкой сменили
на коллиматорный, улучшили бронирование и
поставили новый винт.
Летчики-испытатели остались довольны новым истребителем. В их отзывах
говорилось, что «Як-1М обладает превосходной горизонтальной и особенно
вертикальной маневренностью. Максимальная скорость значительно увеличилась
по сравнению с серийными самолетами Як. При наличии высоких летных данных
самолет остался простым в пилотировании и не требует более высокой
подготовки летного состава».
Летчик облета генерал-майор авиации Герой Советского Союза Петр Михайлович Стефановский писал : «Учитывая
отличные летные данные самолета, хорошее вооружение и большое удобство для
летного состава, целесообразно рекомендовать как можно быстрее внедрить
данный экземпляр в серийное производство взамен Як-1 и Як-7, необходимо
оставить только Як-9 для установки на них в дальнейшем моторов М-107А».
Итак, очередной истребитель получил путевку в жизнь, а заодно и новое имя -
Як-3. Первые серийные самолеты направили в 91-й истребительный
авиационный полк 2-й воздушной армии, который в июне 1944 г. принимал
участие в наступательной Львовской операции. Более 40% летного состава
полка составляли молодые пилоты, никогда не принимавшие участия в боях Тем не менее, за полтора месяца они успешно выполнили
430 боевых вылетов провели пять воздушных групповых боев, уничтожив 23
самолета противника. Свои потери составили два Як-3. Вывод пилотов был
однозначен : «На высотах до 5000 м (выше боев не
проводилось) Як-3 превосходит и Me-109 и ФВ-190 Як-3 легко догоняет
истребители противника на вертикальном восходящем и нисходящем маневре» .
Особенно запомнился летчикам бой 16 июля 1944 года, который показал что
самолеты Як-3 с успехом могут вести борьбу с численно превосходящим
противником Бой начали десять Як-3 против восьми Ме-109 и четырех ФБ-190 с
наращиванием сил с нашей стороны до 18 и до 24 самолетов со стороны
противника В итоге было сбито 15 вражеских
истребителей и лишь один Як-3.
Первые две сотни серийных Як-3 вооружались пушкой ШВАК и одним синхронным
пулеметом УБ, а затем был установлен второй синхронный УБ
Из недостатков самолета летчики отмечали малый запас топлива, что
делало неэффективной свободную охоту ввиду малой продолжительности боевого
вылета. Поэтому Як-3 использовались в основном по вызову наземных постов.
Другой недостаток -слабое крепление верхней
обшивки крыла. Были даже зафиксированы случаи ее отрыва
на выходе самолета из пикирования с максимальной скоростью. Однако бывали
случаи, что несмотря на такие повреждения
истребители совершали нормальную посадку. Зная опасную особенность
машины, летчики старались не выходить на недопустимые режимы, потому
неприятности скоро прекратились, и легкий маневренный Як-3 быстро завоевал
популярность.
Отличные летные данные машины, многочисленные вражеские самолеты,
поверженные в боях на этом истребителе, и высокий эмоциональный подъем,
характерный для заключительного периода войны способствовали тому что в сознании многих пилотов Як-3 стал символом
советского истребителя предвестником Победы.
Мысли тех, кто летал и сражался на Як-3, пожалуй
наиболее образно выразил генерал-майор авиации Герой Советского Союза
командир 303-й авиационной дивизии Георгий Нефедович
Захаров: «До получения частями 303-й дивизии самолета Як-3 я летал на всех истребителях начиная от И-2бис, включая
иностранные, а также истребители Як-1, Як-7Б, Як-9 (всех вариантов). В
последнее время летал на самолете Ла-5ФЙ считая его
наилучшим. С поступлением Як-3 выполнил на нем ряд полетов и сделал следующий вывод подобному истребителю нет
конкурентов. В эксплуатации Як-3 прост и доступен техсоставу,
устойчив при взлете и при посадке, в пилотаже доступен любому летчику что совершенно исключено для самолета Ла-5ФН.
Летчиками 18-го гвардейского полка и отдельного истребительного полка
«Нормандия» Як-3 был освоен после 3-5 часов полета. На самолете Як-3 я
провел ряд учебно-воздушных боев с Як-9 и Ла-5 и всегда выходил
победителем. Приходилось встречаться на поле боя с Me-109
и Як-3 показал абсолютное превосходство».
Любопытно, что генерал Захаров после войны долгое время не расставался со своим Як-3. И в 50-е годы этот самолет «был хоть
куда, исправно выжимая свои семьсот километров в час на пикировании» .
Бесспорно, Як-3 - один из самых совершенных наших истребителей времен
Великой Отечественной войны. Конструкция истребителя была проста и рациональна Основу фюзеляжа составляла стальная
трубчатая ферма. С целью сокращения веса ферма фюзеляжа выполнялась зацело с моторамой. В остальном каркас фюзеляжа так же, как и его
теоретические обводы не отличался от Як-1, Як-7 и Як-9. В носовой части
обшивку фюзеляжа составляли легкосъемные дюралевые капоты, хвостовая часть
обшивалась фанерой. Крыло Як-3 неразъемное двухлонжеронное.
Профиль крыла - «стандартный яковлевский» Clark YH с относительной толщиной 14% у корня и 7% на
конце крыла. Для сравнения наЯк-1, Як-7, Як-9- 15% у корня и 8% на конце.
Крыло имело металлический каркас-лонжероны,
нервюры и фанерную обшивку. Как и на Як-9 обшивка приклеивалась к
специальным фанерным накладкам, приклепанным к металлическому каркасу
заклепками. Опыт боевого применения показал что
такое соединение недостаточно прочное.
Уже после войны для Як-3 было сделано крыло с дюралевой обшивкой
но серийно этот самолет не строился. Однако металлическое крыло Як-3 вскоре
нашло применение на учебно-тренировочном Як-11 и
на реактивном Як-15. Точно также на этих самолетах на
металлические были заменены деревянные киль и
стабилизатор Як-3. На всех истребителях Яковлева для оперения использовался
профиль RAF-30.
Силовая установка истребителя состояла из мотора ВК-105ПФ2 мощностью 1240
л.с. с воздушным винтом
автоматически изменяемого шага ВИШ-105СВ-01. Бензобаки, как на всех истребителях
Яковлева, размещались в крыле, их общий объем составлял 370 литров. Водяной
радиатор установили за кабиной пилота. Особенность установки водяного
радиатора на Як-3 заключалась в том, что он был глубоко «утоплен» в
фюзеляж, а канал подвода воздуха к радиатору резко расширялся. Это
приводило к уменьшению скорости воздушного потока, обдувающего радиатор. В
результате эффективность охлаждения повышалась, а аэродинамическое
сопротивление самого радиатора, как и его наружного обтекателя существенно
снижалось. Тот же принцип использовался и при компоновке маслорадиаторов.
Вооружение Як-3 состояло из мотор-пушки ШВАК и
двух синхронных пулеметов УБ.
С целью предельного облегчения на Як-3 был установлен минимально
необходимый комплект бортового оборудования, позволивший вести бой днем в простых метеусловиях.
Обязательным элементом оборудования была радиостанция
обеспечивающая двухстороннюю радиосвязь.
Выпуск и уборка шасси, посадочных щитков, управление тормозами на всех
истребителях Яковлева осуществлялись пневмосистемой.
По сравнению с гидросистемами, используемыми для
этих целей на истребителях Лавочкина или с электросистемами
американских истребителей, пневматика была менее надежной доставляла много
хлопот механикам .Зато экономия веса составляла
десятки килограммов.
С появлением Як-3 в нашей стране был налажен массовый выпуск истребителей,
значительно превосходивших самолеты противника, завоевано безраздельное
господство в воздухе, и итог войны был уже предрешен.
|