МиГ-29 - один из лучших в своём классе реактивных истребителей
четвёртого поколения. МиГ-29 создавался для завоевания превосходства в
воздухе в зоне боевых действий и на небольших удалениях от фронта и
предназначен для борьбы с авиацией противника, прикрытия войск и тыловых
объектов от ударов с воздуха, противодействия воздушной разведке противника
днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. Кроме уничтожения
воздушных целей на средних и малых дистанциях, в том числе и на фоне земли,
он может также поражать подвижные и неподвижные наземные и морские цели.
МиГ-29 превосходит по многим параметрам свои зарубежные аналоги (F-16,
F/A-18, “Мираж”2000). Высокая тяговооружённость, отличная аэродинамика дают
ускоренный разгон, высокую скороподъёмность, малые радиусы виражей, большие
угловые скорости разворота, возможность длительно маневрировать с большими
перегрузками. Самолёт может эффективно вести активный маневренный бой с
применением пушки, всеракурсный ракетный бой на ближних и средних
дистанциях, выполнять перехват ударных и разведывательных самолётов, в том
числе низколетящих на фоне земли. МиГ-29 - создан на долгую перспективу.
Впервые поднявшись в воздух около 20 лет назад он и по сей день остается
лучшим в мире истребителем в своем классе. Мало того, последняя его
модификация, МиГ-29СМ, впервые показанная на авиасалоне в Париже в 1995
году, является уже полностью многофункциональным истребителем, оснащенным
высокоточным оружием «воздух-земля» Его ударная мощь возросла в три раза,
по сравнению с предыдущими модификациями.
Крыло снабжено полностью открывающимися предкрылками, эффективными
закрылками и полуоткрывающимися элеронами.
Кабина МиГ-29 удивительно просторна и накрывается большим фонарем, что
обеспечивает большее поле зрения, чем у западных истребителей. Приборная
панель практически идентична таковой у Су-27, что облегчает пилотам переход
с одной машины на другую.
Уникальная особенность МиГ-29 - возможность взлёта с боевой нагрузкой на
одном двигателе с включением второго двигателя уже в воздухе, что позволяет
сэкономить драгоценное время при взлёте по тревоге.
Самолет МиГ-29 оснащен радиолокационным прицельным комплексом РЛПК-29,
включающим импульсно-доплеровскую РЛС НО-93 (сопровождение до 10 целей на
проходе и обнаружение и сопровождение целей на фоне земли, превышение целей
13 км, снижение 6,5 км, предельные углы сопровождения цели: по вертикали
+60'/ - 38', по горизонтали +67'/-67') и БЦВМ Ц100.02-06. На самолете
МиГ-29С установлен усовершенствованный РЛПК-29С (добавлен режим
картографирования местности, увеличены возможности по действию против
наземных и надводных целей). Дальность обнаружения цели класса истребитель:
на фоне свободного пространства 75 км, на фоне земли на встречном курсе 65
км, на догонном курсе 35 км. Оптико-электронный прицельно-навигационный
комплекс ОЭПРНК-29 включает оптико-электронную прицельную систему ОЭПС-29,
которая, в свою очередь, состоит из квантовой оптико-локационной станции
КОЛС (ИК датчик, коллимированный с ним лазерный дальномер, дальность
обнаружения воздушной цели 15 км, дальность действия лазерного дальномера 6
км, зона обзора: по азимуту +30'/-30' или +15'/-15', по углу места
+15'/-15') и автономной нашлемной системы целеуказания Ш-ЗУМ (обеспечивает
выдачу информации об углах визирования цели обеими прицельными системами
ракетам с ТГС, а также выдачу информации летчику о состоянии систем и
готовности ракет к пуску. Информация выводится в виде символов на
специальный нашлемный отражатель). Так же на самолете имеются:
- бортовая ЦВМ
100.02-02;
- система единой
индикации СКИ-31-32;
- ИЛС-31;
- навигационная
система СН-29, включающая информационный комплекс вертикали и курса
Ц-050, РСБН А-323 и систему воздушных сигналов СВС-П-72-3-2И (время
подготовки к полету: нормальное 15 мин, ускоренное 3 мин, погрешность
в автономном режиме +8/-8 км);
- автоматический
радиокомпас АРК-19;
- радиовысотомер
А-037;
- маркерный
радиоприемник А-611;
- коротковолновая
связная радиостанция Р-862;
- аппаратура
воспроизведения речевых сообщений "Алмаз-УП" (выдает 50
команд и сообщений);
- радиолокационный
ответчик СРО-3 и радиолокационный запросчик СР3-15;
- станция оповещения
об облучении Л006ЛМ;
- два блока выброса
пассивных помех БВП-30-26М с 60 патронами выброса пассивных помех
ППИ-26-1В (26 мм);
- система управления
выбросом пассивных помех СУВП-29;
- бортовая
обобщенная система встроенного контроля и предупреждения экипажа
"Экран-ОЗМЭ"
- бортовая система
регистрации полетных данных "Тестер-УЗЛ".
В кабине установлен индикатор прямого
видения. Самолет оснащен системой автоматического управления САУ-451-04,
системой автоматического регулирования управления АРУ-29-2 и системой
управления триммерным эффектом. Имеются аппаратура командной радиолинии
управления "Бирюза" 3502-20, обеспечивающая взлимодействие с
наземными автоматизированными системами наведения, и система
автоматического управления САУ-454. В кабине установлеио катапультное
кресло К-З6ДМ, обеспечивающее возможность покидания самолета в диапазоне
скоростей от 0 до соответствующих М=2,5 и высот от 0 до 25 000 м.
МиГ-29 является универсальным истребителем, способным как наносить бомбовые
удары, так и завоевывать превосходство в воздухе. Вооружение включает
одноствольную пушку ГШ-301 (30 мм, боекомплект 150 патронов,
скорострельность 1500 выстр./мин) в левом корневом наплыве крыла. Крыло
имеет шесть (восемь на МиГ-29К) точек подвески грузов. Все подвески МиГ-29
могут нести бомбы, либо другое вооружение класса «воздух-земля». Для борьбы
с воздушными целями на шести подкрыльевых узлах МиГ-29 могут быть
установлены: шесть УР ближнего боя Р-60М или малой дальности Р-73 с ИК ГСН;
четыре УР ближнего боя и две УР средней дальности Р-27РЭ с радиолокационной
или Р-27ТЭ с ИК системой наведения. Предполагается установка новой УР
средней дальности Р-77. Возможна установка старых УР Р-23. Для действий по
наземным целям самолёт может нести бомбы, блоки НАР калибром 57 мм, 80 мм,
122 мм и 240 мм, унифицированный контейнер мелких грузов КМГУ-2. Возможно
использование УР класса воздух-поверхность Х-25М с пасивным
радиолокационным, полуактивным лазерным или корабельным наведением, Х-29
(МиГ-29К) с ТВ или лазерным наведением, сверхзвуковой противокорабельной
ракеты Х-31А (МиГ-29К), дозвуковой противокорабельной ракеты Х-35.
В серийном производстве. 1-й полет прототипа - 1977 год; принятие на
вооружение - 1982 год. Считается, что первая советская эскадрилья МиГ-29
была сформирована в течение 1984г. К январю 1986г. МиГ-29 были поставлены
во многие военно-воздушные части СССР.
В начале 1999 года истребитель МиГ-29СМТ получил сертификат ВВС России, что
позволяет начать работы по переоборудованию МиГ-29 в строевых частях ВВС
России, проводить их на самолетах зарубежных заказчиков, начать серийное
производство.
К началу 1993 года только МАПО построило более 1000 МиГ-29, из них более
500 находится в составе ВВС России Самолет поставлялся странам СНГ, а также
Болгарии, Германии, Индии, Ираку, Ирану, КНДР, Кубе, Польше, Румынии,
Сирии, Чехословакии и Югославии.
Модификации самолета:
МиГ-29 - исходный одноместный фронтовой истребитель.
Серийное производство началось в 1982 г на заводах в г Москве (МАПО) и г
Горьком. На вооружение ВВС СССР самолет начал поступать в 1983 году,
а в 1986 г первые самолеты поступили в западную группу войск в ГДР
МиГ-29К - многоцелевой всепогодный корабельный
истребитель-бомбардировщик с улучшенным оборудованием и более мощными
двигателями РД-ЗЗК. Создан в 1988 году.
МиГ-29КВП - промежуточный вариант, построенный для
отработки взлета с трамплина и посадки на аэрофинишер Может использоваться
как боевой самолет, а также как тренировочный для летчиков корабельной авиации
на наземных аэродромах.
МиГ-29М - усовершенствованный фронтовой истребитель
с электродистанционной системой управления и улучшенным оборудованием. На
данном самолете применена многофункциональная импульсно-доплеровская РЛС
"Жук", что позволяет обнаруживать цели
до 100 км и увеличивать число режимов работы. Она дает возможность
осуществлять скрытое сопровождение на проходе до десяти целей одновременно
и впервые в практике вести одновременный обстрел до четырех воздушных целей
при использовании ракет с активной ГСН В режиме
"воздух-поверхность" возможно картографирование действительным
лучом или синтезированной апертурой, обеспечение маловысотного полета с
автоматическим облетом и обходом препятствий. Возможен залповый пуск оружия
с ТВ-наведением.
МиГ-29МЭ - экспортный МиГ-29М
МиГ-29С - усовершенствованный фронтовой истребитель.
МиГ-29СМ унаследовал от МиГ-29СЭ (самолеты, подобные этой
модификации, были поставлены в Малайзию) все нововведения: увеличенная
бомбовая нагрузка (до 4 т), дозаправка в воздухе, ракеты с активной
радиолокационной головкой самонаведения РВВ-АЕ, повышающими шанс победить в
дальнем бою в 6-7 раз. Уже эти две модификации по основным параметрам не
уступают или превосходят, разрабатываемый <Еврофайтер> - истребитель
следующего поколения.
МиГ-29СМТ - новая экспортная модификация МиГ-29М.
Унифицированная (т. е. впоследствии будет ставится на все российские
истребители) кабина с 3 ИЛС, легче на 900 кг за счет импортной элементной
базы. Hовая РЛС (с автоматическим картографированием местности).
Дополнительные баки. Бомбовая нагрузка (до 4тонн) и дальность (до 3500 км)
увеличены МиГ-29СЭ - усовершенствованный фронтовой истребитель, снабжённый
системой дозаправки в воздухе. Экспортная модификация.
МиГ-29СЭ - усовершенствованный фронтовой истребитель, снабжённый
системой дозаправки в воздухе. Экспортная модификация.
МиГ-29УБ - двухместный учебно-боевой вариант, создан в
1981 году.
МиГ-29УБТ- двухместная модификация для выполнения
специальных ударных заданий. Первый полёт 10.08.98.
МиГ-29 с поворотными соплами двигателей - экспериментальный самолёт для
отработки системы отклонения вектора тяги, которая, возможно, найдёт
применение на многоцелевом истребителе следующего поколения,
разрабатываемом с 1988 г. на основе МиГ-29. Постройка истребителя пятого
поколения была завершена ещё в 1991 г., но он ещё не смог подняться в
воздух из-за отсутствия средств на доводку двигателей.
МиГ-33 - МиГ-29М
МиГ-35 - глубокая модернизация МиГ-29М (МиГ-33)
|