Правительство 10 октября 1940 г. приняло решение запустить под
обозначением ЛаГГ-3 истребитель И-301 в массовое производство на нескольких
заводах (№ 21 в Горьком, № 31 в Таганроге, № 23 в Ленинграде и № 153 в
Новосибирске, приказ НКАП о запуске в серию улучшенного И-301 с увеличенным
запасом топлива на заводе № 21 вышел 23 ноября 1940 г.). Головным был
определен завод в Горьком, куда предстояло переехать большей части
сотрудников КБ во главе с Лавочкиным, в Таганрог направлялся Горбунов;
Гудков оставался в Химках в должности главного конструктора ОКБ. Триумвират
распался.
Планом на 1941 г. предписывалось изготовить 2960 истребителей ЛаГГ-3. До 22
июня удалось выпустить 322 самолета, темп выпуска отставал от
запланированного, контрольная цифра плана на 1 июля 1941 г. - 805 ЛаГГов.
Сказывалась недоведенность конструкции из-за крайней спешки с запуском
самолета в серию. Кроме того, у Лавочкина возникли проблемы с Горьковским
заводом. Из 100 человек недавно образованного КБ из Химок в Горький
согласилось переехать не более тридцати, остальные работники, причем далеко
не самые худшие, остались с Гудковым.
Лавочкина на Волге приняли далеко не с распростертыми объятиями - завод
давно и успешно выпускал И-16 и не горел желанием осваивать совершенно
новую конструкцию, тем более, что в Горьком М.М.Пашинин спроектировал
истребитель на 60% унифицированный с И-16. Его-то и хотели делать
заводчане. Но все же, в январе 1941 г. главный конвейер сборки ЛаГГ-3 уже
занимал половину сборочного цеха завода № 21, на второй половине все еще
шел выпуск И-16 тип 29. Первый ЛаГГ, изготовленный в Горьком, поднялся в
воздух с заводского аэродрома 23 января 1941 г., однако военной приемкой он
был принят только 24 февраля.
С началом серийного производства появились проблемы качества - штучное
производство всегда "ювелирное" массового. Из частей, куда
отправляли новые истребители стали приходить рекламации - самолеты
недодавали скорости (окраска самолета, а не полировка "рояля"),
подламывались стойки шасси (дополнительные два топливных бака), происходили
отказы вооружения и механизмов уборки-выпуска шасси. В результате
проведения доработок по результатам испытаний опытных машин и установки по
требованиям заказчика дополнительного оборудования, масса серийных ЛаГГов
выросла на 70 кг, максимальная скорость полета упала до 550-555 км/ч,
снизилась дальность полета. При эксплуатации на полевых аэродромах
выявились некоторые серьезные недостатки машины: отсос потоком посадочных
щитков, очень ограниченный обзор в задней полусфере, тенденция к срыву в штопор
на малых скоростях.
Вооружение самолетов первых трех серий состояло из пяти пулеметов - одного
БК (вместо пушки), двух БС и двух ШКАС. Интриги и технические трудности,
связанные с разработкой пушки МП-6, привели к аресту Л.Г.Таубина и
прекращению работ по новой авиационной скорострельной пушке. Контрольные
испытания (КИ) ЛаГГ-3 первой серии закончились в НИИ ВВС 20 июня 1941 г.,
фактически это были государственные испытания, поскольку первый раз
госиспытания И-301 не прошел. В ходе КИ удалось выявить массу
конструктивно-производственных и эксплуатационных дефектов, устранять
которые пришлось уже во время войны. На ЛаГГ-3 первых серий устанавливали
радиопередатчик РСИ-3 Орел.
ЛаГГ-3 по весовой отдаче и компактности конструкции значительно уступал
Як-первому. Конструкция ЛаГГ-3 при том же двигателе и почти аналогичном
вооружении была на 300 кг тяжелее. Это в первую очередь объясняется
деревянной конструкцией фюзеляжа по сравнению с ферменной у Як-1. Есть
весовая разница и в крыльях: у "ЛаГГа" узлы крепления консолей
оказались тяжелее по сравнению с "Яком", не имевшего разъемов. Но
зато живучесть "ЛаГГа", и тем более его преемника
"лавочкина", была невероятной.
Одним из первых ЛаГГи получил 164-й ИАП, базировавшийся на Кавказе. В этом
полку начал свою карьеру военного летчика маршал авиации Н.М.Скоморохов,
войну он закончил майором, сбил 46 самолетов лично, восемь - в группе. Три
звена ЛаГГов 160-го полка обеспечивали перелет в осажденный Ленинград
Г.К.Жукова. На другом фланге огромного фронта ЛаГГ-3 1 -и серии имелись на
вооружении 44-го ИАП Ленинградского фронта, 7 марта 1942 г.
преобразованного в 11-й гвардейский. В августе 1941 г. на ЛаГГ-3 летчики
17-го ИАП прикрывали днепровские переправы в районе Кременчуга. Полк сменил
"ишаки" на ЛаГГи в конце июля в Ростове-на-Дону. В июле ЛаГГи
получил также 170-й ИАП. Осенью 1941 г. с И-16 наЛаГГ-3 был перевооружен
69-й ИАП, в котором служил один из самых результативных
летчиков-истребителей Великой Отечественной войны - А.В.Алелюхин (40 побед,
одержанных лично и 17 -в группе).
|