Добиваясь
повышения боевых качеств маневренных истребителей, Н.Н.Поликарпов в 1938
году создал новый самолет - И-153 Чайка. Внешне он был похож на
истребитель И-15. Основные размеры остались такими же, мало изменилась и
форма изогнутых участков верхнего крыла, но шасси на И-153 убиралось в
полете, двигатель более мощный, вся конструкция соответственно усилена,
спинка сиденья летчика бронирована. Лучшими стали многие узлы и детали.
Зимой лыжи при уборке шасси прилегали к фюзеляжу заподлицо. Благодаря этому
"Чайка" при убранном шасси развивала скорость до 440 км/час,
сохранив основные маневренные качества своего предшественника. Вес пустого
самолета - 1348 кг, взлетный - 1859 кг. Первое боевое испытание И-153
прошли летом 1939 года в районе реки Халхин-Гол. Самолет И-153 - последний
в нашей стране истребитель бипланной схемы, строившийся крупными сериями.
Заводы выпустили 3400 самолетов этого типа. Конструктор использовал все
возможное, чтобы добиться наивысшей скорости при сохранении свойственной
биплану маневренности. И "Чайки" с убранными шасси даже во второй
половине тридцатых годов относились к скоростным машинам. Однако уже в конце
тридцатых и особенно в сороковых годах скорость в 400 км/час для
истребителей была явно недостаточной. От самолетов такого назначения
требовалась скорость 500-600 и даже 650 км/час. Такой скорости биплан
развить не мог. И все же "Чайка" вошла в историю. На этих машинах
наши летчики в первый период Великой Отечественной войны, когда еще не
хватало самолетов новых типов, успешно вели воздушные бои, штурмовали
вражеские автоколонны, аэродромы.
Модификации самолета:
И-153П - пушечный вариант (2 синхронные пушки ШВАК), строился
серийно.
И-153В - высотный, с герметической кабиной А.Я. Щербакова.
И-153Т с турбокомпрессорами и мягкой гермокабиной Н.Н. Поликарпова.
|