Главная

История

Модификации

Вооружение

Чертежи

Схемы окраски

Авиачасти

Фотоархив

Су-24 в Афганистане

149 гбап

КБ Сухого

Самолеты Су

 

 

 

 

Гостевая книга

 

Особенности конструкции

Су-24 «Fencer»

 

  Экипаж 2 чел.

  Су-24 - один из наиболее массовых боевых самолетов современных российских ВВС -относится к реактивным фронтовым бомбардировщикам 3-го поколения. Историю создания этой машины следует начать с 1963 г., когда в ОКБ П.0. Сухого приступили к проектированию самолета С6, предназначенного для нанесения высокоточных бомбово-ракетных ударов по наземным целям в любых погодных условиях, используя маловысотный режим полета. Однако в 1964 г. работы по программе были свернуты – заказчик ужесточил требования к взлетно-посадочным характеристикам перспективных самолетов фронтовой авиации, а в проекте С6 существенным образом улучшить ВПХ не удавалось.    Одновременно ОКБ приступило к проработке нового проекта ударного самолета Т6 с укороченным взлетом и посадкой. Работы по созданию этой машины возглавил главный конструктор Е.С. Фельснер.  

  Первоначально для достижения требуемых ВПХ было решено применить на самолете специальные подъемные двигатели, расположенные в фюзеляже вертикально. Для отработки комбинированной силовой установки на базе истребителя Су-24 в 1966 г. была построена летающая лаборатория Су-24ВД.

 

 

  Первый полет опытного самолета Т6-1 состоялся 2 июля 1967 г. (летчик-испытатель B. C. Ильюшин). Машина имела высокорасположенное тонкое треугольное крыло и была оснащена четырьмя подъемными ТРД РД-36-35, установленными в ряд в средней части фюзеляжа, а также двумя маршевыми двигателями Р-27Ф2М-300, размещенными в хвостовой части. В 1968 г.последние заменены на ТРДФ АЛ-21Ф, специально разработанные для маловысотных ударных самолетов.

  Т6-1 испытывался до 1974 г. Однако еще на раннем этапе летных испытаний этого самолета П.О. Сухой принял решение отказаться от подъемных двигателей и применить на боевой машине крыло изменяемой стреловидности, обеспечивающее хорошие взлетно-посадочные характеристики и превращающее Т6 в многорежимный самолет.

  Новый самолет, получивший обозначение Т6-2И, построенный на Новосибирском авиационном производственном объединении им. В.П. Чкалова, совершил первый полет 17 января 1970 г.(летчик-испытатель B.C. Ильюшин). Под обозначением Су-24 этот истребитель-бомбардировщик (в дальнейшем переклассифицированный во фронтовой бомбардировщик) был запущен в серийное производство в 1972 г. Государственные испытания завершились в августе1974 г. а первые Су-24 поступили в полки фронтовой авиации в конце того же годау-24 стал вторым, после МиГ-25РБ, отечественным тактическим самолетом, оснащенным цифровым прицельно-навигационным комплексом (ПрНК).

  Основным вооружением Су-24 для борьбы с наземными РЛС стала ракета Х-28. Для поражения малоразмерных целей самолет оснащался четырьмя УР класса «воздух—поверхность» Х-23 с радиокомандной системой наведения. Для ведения воздушного боя бомбардировщик мог нести две— четыре ракеты Р-13М или Р-60.

  Серийное производство самолетов Су-24 продолжалось Новосибирским авиационным производственным объединением до 1983 г.
      Почти сразу же после принятия Су-24 на вооружение начались работы по его модернизации, чтобыло обусловлено как созданием новых средств ПВО в США и странах НАТО, так и появлением в СССР нового бортового оборудования и вооружения. В апреле 1975 г. было принято решение о разработке фронтового бомбардировщика Су-24М. Опытный образец этой машины, самолет Т6-8М, переоборудованный из опытного Т6-8, совершил первый полет 24июня 1977 г., а серийное производство новой модификации развернулось в Новосибирске уже в1979 г. Основное отличие Су-24М от Су-24 заключалось в замене комплекса «Пума» на более совершенный и надежный ПрНК «Тигр», значительно повысивший точность бомбометания и стрельбы, а также обеспечивший применение новых высокоточных боеприпасов. Вместо сложной в обслуживании жидкостной УР Х-28 в состав вооружения вошла твердотопливная противорадиолокационная ракета Х-58. В дальнейшем самолет получил и более совершенную УР Х-31П, способную бороться с наиболее мощными американскими ЗРК типа «Пэтриот».

  Для поражения сильнозащищенных наземных целей Су-24М может нести две УР Х-59 с телевизионным командным наведением, управляемые оператором с борта самолета по помехозащищенному радиоканалу.

  Су-24М - первый отечественный тактический самолет, оснащенный системой дозаправки топливом в полете, убирающейся топливоприемник размещен перед фонарем кабины летчиков качестве заправщиков применяются самолеты Су-24М с подвешенными агрегатами УПАЗ или специализированные самолеты Ил-78 и Ил-78М.

  В 1985 г. начались работы и над более радикальной модернизацией бомбардировщика -самолетом Су-24ММ с увеличенной на 2000 кг взлетной массой и повышенной дальностью полета за счет применения более экономичных двухконтурных двигателей АЛ-31Фарактерной чертой этой модификации был дополнительный, третий воздухозаборник, размещенный над фюзеляжем (его появление было обусловлено большим расходом воздуха новыми двигателями). Однако программа Су-24ММ не вышла из стадии проектных исследований.

  В сентябре 1980 г. начались летные испытания самолета Т6МР прототипа фронтового разведчика Су-24МР, принятого на вооружение в 1984 г. Первые самолеты этого типа начали поступать в строевые части зимой 1985 г.

  В декабре 1979 г. совершил первый полет самолет радиоэлектронного противодействия Т6МП(Су-24МП), предназначенный для замены самолетов РЭП Як-28ПП (выпущено 12 машин этого типа).

  На базе бомбардировщика Су-24М был создан экспортный вариант — Су-24МК, имеющий несколько упрощенное БРЭО и вооружение. Серийное производство самолетов Су-24 всех модификаций завершено в 1993 г. Всего построено около 1200 самолетов Су-24, из них более770 - Су-24М и его модификаций.

  К концу 1996 г. российская фронтовая авиация располагала 365 бомбардировщиками Су-24и Су-24М, а также 80 разведчиками Су-24МР и самолетами РЭБ Су-24МП. Кроме того, около 70Су-24 и Су-24М, а также 25 Су-24МР и МП имелось в российском ВМФВС Украины насчитывали около 250 Су-24 различных модификаций, 16 самолетов имелось у Азербайджана, 10 - у Алжира, 24 - у Ирака (большинство из них в настоящее время находится на территории Ирана), 12 - у Ирана, 15 - у Ливии и 20 - у Сирии. Несколько бомбардировщиков этого типа имеется в составе ВВС Казахстана и Узбекистана. Предполагается, что самолеты Су-24 и Су-24М в составе ВВС России сохранятся и в следующем десятилетии. Им на замену должны прийти бомбардировщики нового поколенияСу-34. Однако недостаточное финансирование может привести к задержке поступления на вооружение новых самолетов. В этих условиях особое значение приобретает модернизация уже имеющейся техники. Направлениями дальнейшего совершенствования самолета Су-24 (Су-24М) являются оснащение его новым вооружением и БРЭО. Для модернизируемых самолетов(в том числе и Су-24) разработана навигационная система СНУ, объединяющая ИНС, приемник спутниковой навигации ГЛОНАСС/ МАУ5ТАК, ЦВМ, трехмерную электронную базу географических данных, средства сопряжения с другим самолетным оборудованием. Система, интегрированная с БРЛС, оптоэлектронными системами, ИЛС, новыми кабинными многофункциональными цветными жидкокристаллическими дисплеями и другим уже имеющимся или вновь устанавливаемым бортовым оборудованием, обеспечивает возможность длительного маловысотного полета над равнинной местностью на высоте 30-50 м (на коротких участках-до 10-30 м). Управление самолета при маловысотном полете может осуществляться в автоматическом, директором или ручном режиме. Трехмерная цветная графическая цифровая «картинка» лежащей по курсу местности может выводится на ИЛС или на многофункциональный  кабинный  дисплей, на другой дисплей выводится цветная цифровая карта.

 

 

С

 

 

 

[Главная] [История] [Модификации] [Вооружение] [Чертежи][Схемы окраски] [Фотоархив][Афганистан][149 гбап][Авиачасти][КБ Сухого][Самолеты Су]

[Гостевая книга]

 

 

Hosted by uCoz


Hosted by uCoz