|
|
|
Особенности
конструкции
Су-24 «Fencer»
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экипаж 2
чел. Су-24 - один из наиболее массовых
боевых самолетов современных российских ВВС -относится к реактивным
фронтовым бомбардировщикам 3-го поколения. Историю
создания этой машины следует начать с 1963 г., когда в ОКБ П.0. Сухого приступили
к проектированию самолета С6, предназначенного для
нанесения высокоточных бомбово-ракетных ударов по наземным целям в любых
погодных условиях, используя маловысотный режим полета. Однако в 1964 г.
работы по программе были свернуты – заказчик ужесточил требования к
взлетно-посадочным характеристикам перспективных самолетов фронтовой авиации,
а в проекте С6 существенным образом улучшить ВПХ не
удавалось. Одновременно ОКБ
приступило к проработке нового проекта ударного самолета Т6
с укороченным взлетом и посадкой. Работы по созданию этой машины возглавил
главный конструктор Е.С. Фельснер. Первоначально для достижения требуемых ВПХ было решено применить на самолете специальные
подъемные двигатели, расположенные в фюзеляже вертикально. Для отработки комбинированной
силовой установки на базе истребителя Су-24 в 1966 г. была построена летающая
лаборатория Су-24ВД. Первый полет опытного самолета Т6-1
состоялся 2 июля 1967 г. (летчик-испытатель B. C. Ильюшин).
Машина имела высокорасположенное тонкое треугольное
крыло и была оснащена четырьмя подъемными ТРД РД-36-35, установленными в ряд
в средней части фюзеляжа, а также двумя маршевыми двигателями Р-27Ф2М-300,
размещенными в хвостовой части. В 1968 г.последние
заменены на ТРДФ АЛ-21Ф, специально разработанные для маловысотных ударных самолетов.
Т6-1 испытывался до 1974 г. Однако еще на
раннем этапе летных испытаний этого самолета П.О. Сухой принял решение
отказаться от подъемных двигателей и применить на боевой машине крыло
изменяемой стреловидности, обеспечивающее хорошие взлетно-посадочные характеристики
и превращающее Т6 в многорежимный самолет. Новый самолет, получивший обозначение
Т6-2И, построенный на Новосибирском авиационном производственном объединении
им. В.П. Чкалова, совершил первый полет 17 января 1970 г.(летчик-испытатель
B.C. Ильюшин). Под обозначением Су-24 этот истребитель-бомбардировщик (в
дальнейшем переклассифицированный во фронтовой
бомбардировщик) был запущен в серийное производство в 1972 г. Государственные
испытания завершились в августе1974 г. а первые Су-24 поступили в полки
фронтовой авиации в конце того же года.Су-24 стал
вторым, после МиГ-25РБ, отечественным тактическим самолетом, оснащенным цифровым
прицельно-навигационным комплексом (ПрНК). Основным вооружением Су-24 для борьбы с
наземными РЛС стала ракета Х-28. Для поражения малоразмерных целей самолет
оснащался четырьмя УР класса «воздух—поверхность» Х-23 с радиокомандной
системой наведения. Для ведения воздушного боя бомбардировщик мог нести две— четыре ракеты Р-13М или Р-60. Серийное производство самолетов Су-24
продолжалось Новосибирским авиационным производственным объединением до 1983
г. Для поражения сильнозащищенных наземных
целей Су-24М может нести две УР Х-59 с телевизионным командным наведением,
управляемые оператором с борта самолета по помехозащищенному
радиоканалу. Су-24М - первый отечественный тактический
самолет, оснащенный системой дозаправки топливом в полете, убирающейся
топливоприемник размещен перед фонарем кабины летчиков.В качестве заправщиков применяются самолеты Су-24М
с подвешенными агрегатами УПАЗ или специализированные самолеты Ил-78 и
Ил-78М. В 1985 г. начались работы и над более
радикальной модернизацией бомбардировщика -самолетом Су-24ММ с увеличенной на
2000 кг взлетной массой и повышенной дальностью полета за счет применения
более экономичных двухконтурных двигателей АЛ-31Ф.Характерной
чертой этой модификации был дополнительный, третий воздухозаборник,
размещенный над фюзеляжем (его появление было обусловлено большим расходом
воздуха новыми двигателями). Однако программа Су-24ММ не вышла из стадии
проектных исследований. В сентябре 1980 г. начались летные
испытания самолета Т6МР прототипа фронтового разведчика Су-24МР, принятого на
вооружение в 1984 г. Первые самолеты этого типа начали поступать в строевые
части зимой 1985 г. В декабре 1979 г. совершил первый полет
самолет радиоэлектронного противодействия Т6МП(Су-24МП),
предназначенный для замены самолетов РЭП Як-28ПП (выпущено 12 машин этого типа).
На базе бомбардировщика Су-24М был создан
экспортный вариант — Су-24МК, имеющий несколько упрощенное БРЭО и вооружение.
Серийное производство самолетов Су-24 всех модификаций завершено в 1993 г.
Всего построено около 1200 самолетов Су-24, из них более770 - Су-24М и его
модификаций. К концу 1996 г. российская фронтовая
авиация располагала 365 бомбардировщиками Су-24и Су-24М, а также 80
разведчиками Су-24МР и самолетами РЭБ Су-24МП. Кроме того, около 70Су-24 и
Су-24М, а также 25 Су-24МР и МП имелось в российском ВМФ.ВВС
Украины насчитывали около 250 Су-24 различных модификаций, 16 самолетов имелось
у Азербайджана, 10 - у Алжира, 24 - у Ирака (большинство из них в настоящее время
находится на территории Ирана), 12 - у Ирана, 15 - у Ливии и 20 - у Сирии. Несколько
бомбардировщиков этого типа имеется в составе ВВС Казахстана и Узбекистана. Предполагается,
что самолеты Су-24 и Су-24М в составе ВВС России сохранятся и в следующем
десятилетии. Им на замену должны прийти бомбардировщики нового
поколенияСу-34. Однако недостаточное финансирование может привести к задержке
поступления на вооружение новых самолетов. В этих условиях особое значение
приобретает модернизация уже имеющейся техники. Направлениями дальнейшего
совершенствования самолета Су-24 (Су-24М) являются оснащение его новым
вооружением и БРЭО. Для модернизируемых самолетов(в
том числе и Су-24) разработана навигационная система СНУ, объединяющая ИНС,
приемник спутниковой навигации ГЛОНАСС/ МАУ5ТАК, ЦВМ, трехмерную электронную
базу географических данных, средства сопряжения с другим самолетным
оборудованием. Система, интегрированная с БРЛС, оптоэлектронными системами,
ИЛС, новыми кабинными многофункциональными цветными
жидкокристаллическими дисплеями и другим уже имеющимся или вновь
устанавливаемым бортовым оборудованием, обеспечивает возможность длительного
маловысотного полета над равнинной местностью на высоте 30-50 м (на коротких
участках-до 10-30 м). Управление самолета при маловысотном полете может осуществляться
в автоматическом, директором или ручном режиме. Трехмерная цветная графическая
цифровая «картинка» лежащей по курсу местности может выводится
на ИЛС или на многофункциональный кабинный дисплей, на другой дисплей выводится цветная
цифровая карта. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С
|