Главная страница сайта Су-24

История полка

Боевой путь

Новости

Личный состав

Схемы окраски

Район полётов

Фотоархив

Су-24 в Афганистане

149 гбап

Ссылки

Самолеты  полка

Состав СВО

 

 

 

Гостевая книга

 

 

История   

  149 гвардейского   

Краснознамённого

бомбардировочного авиационного полка

    Данная страница представляет собой перепечатку информации из музея полка. Практически без изменений.

Командование части

Герои Советского Союза

Награды полка

Фото из музея полка

 

НАЧАЛО БОЕВОГО ПУТИ

 

Создание полка

 

19 июня 1938 года был издан приказ ВВС ОК ДВА о создании 6-го ИАП в городе Хабаровске. Командиром полка назначили майора Симоненко.

   По июнь 1941 года полк в составе 4-х авиационных эскадрилий базируется в деревне Гаровка близ Хабаровска, имея на вооружении самолеты И-16, И-15бис.

   В 1939-1940 годах полк занимает первое место среди истребительной авиации ВВС и получил премию 75000 рублей.

 

Первые дни войны

 

   22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Рвались в бой и авиаторы нашего полка.

   8 июля 1941 года через 3 дня после зачтения приказа Командующего Дальневосточным фронтом, эшелон с личным составом полка и боевой техникой убыл на фронт.

19 июля 1941 года по прибытию в город Борисоглебск Воронежской области в течении 10 дней полк был переформирован по штатам военного времени.

3-х эскадрильный состав в количестве 184 ч.

32-х самолетов И-16, И-153

1 августа 1941 года полк начал вести боевые действия в системе ПВО по прикрытию города Харькова с аэродромов Харьков, Каменная Яруга.

 

Встреча с врагом.

 

1 сентября 1941 года западнее города Харькова на высоте 6 тыс. метров, командир звена мл. лЖелтов И. А. Вступил в бой один на один с Ю-88. После ряда атак «Чайка» Желтова зажгла «Юнкерс», который объятый пламенем, рухнул на землю. Экипаж самолета спасся на парашютах и взят в плен. А обломки «Юнкерса» привезены на центральную площадь города Харькова, как предвестник неминуемого краха военной авантюры Гитлера.  Наш полк открыл боевой счет.

   Подвиг Ивана Алексеевича был высоко оценен Родиной. Приказом по Юго-Западному фронту от 13 декабря 1941 года славный сокол был награжден орденом «Красная Звезда».

   Первая победа окрылила летчиков. Каждый боевой день приносил успех и закреплял мужество.

   18 сентября 1941 года на четыре дня 1-я и 3-я эскадрильи перебазировались на аэродром Полтава для ведения разведки, штурмовки аэродромов и войск противника, а также для сопровождения бомбардиров. Задача была выполнена без потерь.

   2 октября полк перебазировался на аэродром Валуйки, где находился до 3 января 1942 года. В период боевой работы в районах Харьков-Валуйки силами технического состава было отремонтировано в полевых условиях 40 самолетов И-16, И-153, подбитых в воздушных боях.

   За период действий в составе Юго-Западного фронта с 1 августа 1941 года по январь 1942 года полк произвел 1978 боевых самолето-вылетов , провел 42 групповых воздушных боя, в которых 4 сбил и подбил 5 бомбардировщиков. В результате штурмовых действий уничтожено:

- самолетов                                                    -3

-автомашин с грузами                                 -17

-орудий зенитной артиллерии                   -12

-подвод                                                           -41

-солдат и офицеров                                     -525

32 авиатора награждены правительственными наградами.

 

ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ.

 

В бой на новой технике.

 

   3-7 января 1942 года полк был перебазирован на аэродром Воронеж для овладения новой материальной частью самолетов ЛАГГ-3 и Як-1. Эта сложная задача была выполнена к 23 февраля 1942 года.

   В начале марта из Саратова перегнали самолеты Як-1 и в полку стало 20 Як-1 и 15 ЛАГГ-3.

   После этого полк перебазировался на аэродром Викторополь для выполнения задач по прикрытию переправ через реку Северный Донец и железнодорожных  узлов Валуйки и Уразово, где несмотря на сложные метеоусловия и необорудованный аэродром летчики выполнили боевую задачу на отлично.

 

Пример командира.

 

   8 апреля 1942 года четверка Як-1 с ведущим командиром полка майором Моисеевым встретила 12 Ю-88, пытавшихся бомбить железнодорожный узел Валуйки. Умелыми действиями четверка Як-ов рассеяла их и обратила в бегство. В этом бою майор Моисеев лично сбил один и один самолет подбил, показав высокое мастерство ведения воздушного боя с противником.

 

В неравных боях.

 

   С 15 апреля 1942 года, как лучший истребительный полк 6 ИАП выделен в состав маневренной авиагруппы ВВС Юго-Западного фронта. 10 мая полк перебазировался на аэродром Великий Бурлук.

   11 мая полк вылетел на прикрытие наших Ил-2, штурмовавших Харьков. Сопроводив две группы штурмовиков в район Непокрытая без потерь от истребителей противника, наши самолеты вернулись на заправку .

   Во втором вылете на сопровождение группу Ил-ов пытались атаковать фашистские стервятники. Завязался ожесточенный бой с превосходящими силами противника.

   Враг был разбит и бежал. Но дорогой ценой досталась победа в этом неравном бою, на аэродром не вернулись:

Командир полка Моисеев

Командир эскадрильи Капустин

Летчики Бирюков, Крюкин, Романов.

 

   Великая утрата не сломила боевого духа, наши летчики громили фашистов в районе Харькова, Глазуновки, Шепелевки, Волобуевки были грозой для немецких фашистов.

   Примером мужества и стойкости является героический подвиг капитана Гусарова.

   С 9 июня по 19 июня 1942 года полк базировался на аэродроме Хреновое, Красноярская, доукомплектовывался материальной частью и проводил подготовку летного состава.

 

ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ РОДИНЫ.

 

Сталинградский фронт.

 

   19 июня 1942 года полк перебазировался на аэродром Илларионовский, расположенный в 65 км от Сталинграда и вошел в состав 8 ВА. Боевую работу вел с аэродромов : Илларионовский, Верхняя Ахтуба, Средняя Ахтуба.

   Благодаря высокой выучке и мастерству, шестерка капитана Пишкан в воздушном бою 6-го августа 1942 года добилась победы над 22 стервятниками.

   Идя на большой высоте Пишкан заметил внизу осиные тени мессершмитов, подав команду ведомому л-ту Карасеву о прикрытии, Пишкан перевел свою машину в пике. Очередью в упор свалил одного немца, а ведомый  Карасев – другого. В следующей атаке враг потерял еще один самолет.

   Беспримерный подвиг совершил ст. л-т Чижов, 21 августа 1942  в неравном воздушном бою – один против 5 истребителей противника. На его счету было 17 сбитых самолетов противника.

   За период действий на Сталинградском фронте  полк произвел 350 боевых самолето-вылетов. Проведено 29 воздушных боев, в которых сбито 19 самолетов  и подбито 2 самолета, сопровождено 34 группы Ил-2.

   С 22 сентября по 23 декабря полк переучился на самолеты Як-7б.

 

На Воронежском направлении.

 

   В январе 1943 года полк перебазировался на аэродромы Химки, Клин и с 3 февраля 1943 года вошел в состав 4 ИАК для ведения боевой работы на Воронежском направлении. С аэродромов Белая, Уразово, Бутурлиновка в боях с врагом наши летчики показывали образцы мужества и героизма.

   Это было летом 1943 г. 12 истребителей полка, прикрывая 24  Ил-2, на подходе к цели – аэродрому г. Харьков вступили в бой с истребителями противника. Самолет зам. Командира 1-й АЭ л-та Руть был подбит и стал падать. Отважный летчик направил горящую машину на «Юнкерс» стоящий в капонире.

   История нашего полка знает немало примеров когда л/с шел на подвиг и выходил из боя победителем над превосходящими силами противника. Так например 8 августа восьмерка Як-ов во главе с командиром полка майором Лукелий атаковали 28 Хе-111 , которые шли под прикрытием 8 Ме-109. Ожесточенный  бой закончился победой, четыре «Хейнкеля» ярким факелом покинули поле боя , один мессер взорвался в воздухе.

   Всего в воздушных боях на этом направлении был сбит 41 самолет противника.

Советское правительство высоко оценило боевую деятельность полка.

30    октября 1943 года подписана Грамота Верховного Совета СССР о вручении полку Красного знамени.

 

Украинский фронт.

 

   20 октября 1943 г. Степной фронт переименован во 2-й Украинский фронт. В ноябре полк базировался на аэродроме Новый Водолак. Для наращивания ударов по земле и в воздухе полк начал применять новый метод боевых действий – «Свободная охота». Регулярно проводились сопровождения.

   9 января 1944 г. шестерка Як-7б ведомая л-том Козулиным, прикрывая войска, встретила 6 Ю-87. Кинжальным огнем советские истребители сбили 3 «Юнкерса», не допустили их прицельного бомбометания.

   В течении января-февраля 1944 г. наш полк участвовал Корсунь-Шевченковской операции, наносил удары по войскам противника, срывал снабжение окруженных войск самолетами.

   23 января 1944 года шестерка Як-7б с ведущим л-том Нибаловым, прикрывая боевые порядки наземных войск в районе Бондаревка, встретили 20 Ю-87, 8 Фв-190 и 2 Ме-109, и атаковали их. В результате успешного боя сбито 2 Ю-87, 1 Фв-190, из которых лично Нибалов уничтожил 3 бомбера и одного истребителя л-т Новун.

 

 

ПОБЕДА.

 

Гвардейцы.

 

 С марта 1944 года полк ведет боевую работу с Молдавских аэродромов: Путиешти, Андриети, Бельцы. Боевые вылеты рождали новых героев. !8 апреля наши самолеты во главе с л-том Дында и л-том Власовым уничтожили 19 цистерн с горючим и паровоз.

   4 мая 1944 г. группа л-та  Сергеева в составе 6 Як-1 вступила в бой со 100 самолетами противника. Смело атаковав противника ст. л-т Рязанкин сбил 1 Фв-190, в это время л-т Гагаринский сбивает Ме-109 пытавшийся атаковать Рязанкина. Бомбардировщики стали сбрасывать бомбы бесприцельно и уходить потеряв 5 самолетов.

   2 июля 1944 г. полк базируясь на аэродроме Руши, получил приказ НКО Союза ССР:

«За проявленную отвагу в боях за Отечество с немецко-фашистскими захватчиками, за стойкость, организованность и героизм личного состава  6 ИАП преобразован в Гвардейский Истребительный авиационный полк».

   Полком в это время командовал Герой Советского Союза майор Зотов.

 

За освобождение народов Европы.

 

   В августе 1944 года полк базировался на аэродромах Румынии : Солешти, Рысиницы и другие.

   В середине декабря 1944 года полк разведкой начал разгром немцев под Будапештом.

   За доблесть и мужество, проявленные в этой операции Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 апреля 1945 года полк награжден орденом «Красного Знамени».

   В феврале – марте 1945 г. полк вел боевую работу с аэродромов Венгрии: Кечкемет, Хатван. В боях отличились летчики : Лашманов, Давыдов, Дында, Хальченко, Горелов и другие.

   Советские войска приступили к Берлинской операции. Наш полк базируется на аэродромах Чехословакии: Дворники, Розино, Фарнасад, участвует в разгроме немцев под городом Брно.

   В День Победы  полк получил приказ о разгроме фашистской группировки в Чехословакии. До 9 июля 1945 года летчики несли дежурство на аэродроме Рейнталь.

   За годы Великой Отечественной войны в результате воздушных боев полком был сбит 221 самолет противника, сопровождено 263 группы наших самолетов (1688 ед.), проведено 163 штурмовки по живой силе и технике противника.

 

 

В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ.

 

На страже мирного неба.

 

   С 11 мая 1945 года наш полк входил в состав 5 ВА 2-го Украинского фронта . 17 ВА Южной группы войск базируясь на аэродромах Рейнталь, Враждебная, Ямбол.

   В августе 1-я эскадрилья отправляется на боевые действия с Японией, но воевать им не пришлось, так как война закончилась.

 

   В 1946-1947 годах , базируясь на аэродроме Ямбол,  полк продолжал совершенствовать свое летное мастерство на самолетах Як-3, Як-9м, Як-9в, По-2.

   С 5 октября по 9 декабря 1947года полк базировался на аэродроме Граф-Игматьево. Вконце 1947 года командование полком принял майор Самойлов.

   С 9 декабря 1947 года по 3 января 1948 года весь личный состав полка из Болгарии перебазировался на аэродром Чирчик.

 

На новой авиатехнике.

 

   В 1949-1951 годах перед личным составом полка стояли задачи по охране воздушных рубежей южных границ Союза ССР,

   К концу 1950 года полк переучился на новую материальную часть – самолет «Кинг Кобра» американского производства.

   Летный состав успешно освоил данный самолет.

   С марта 1952 года личный состав полка освоил новую авиатехнику самолет МиГ-15бис. Первыми вылетели с оценкой «отлично»  командир полка гвардии подполковник Лашманов, командир 3-й АЭ гвардии майор Деревенчик и командир 1-й АЭ гвардии капитан Ефременко.

   В марте 1960 года полк приступил к переучиванию на самолеты МиГ-17, которые находились на вооружении части до 1975 г.

   15 января 1969 года полк вышел из состава войск ПВО и был переформирован в гвардейский авиационный полк истребителей бомбардировщиков ВВС ТуркВО.

 

НА ЗЕМЛЕ КАЗАХСТАНА.

 

Перебазирование и переформирование части.

 

   В 1971 году полк перебазировался на аэродром Николаевка.

   25 декабря 1975 года переформирован  в Гвардейский Бомбардировочный авиационный полк . летный и инженерно-технический состав освоил новую авиационную технику Як-28.

   В апреле 1963 года наш полк посетил летчик-космонавт герой Советского Союза подполковник Попович Павел Романович.

   В 1978 году исполнилось 40 лет со дня образования Краснознаменного Гвардейского полка. В праздновании этой знаменательной даты приняли участие ветераны нашего полка Рязанкин В.П., Козулин Б.Ф., Сергеев А.А.

   В октябре 1979 года наш гвардейский полк посетил Главнокомандующий ВВС Главный маршал авиации Кутахов П.С., который поставил задачу личному составу на качественное переучивание на новую авиационную технику.

   Большое участие в идейно-патриотическом воспитании авиаторов принимает дважды Герой Советского Союза Бегельдинов Т.Я.

 

Помощь ДРА.

 

   В течении трех месяцев с декабря 1979 года по март 1980 года личный состав нашего Гвардейского БАП выполнял важную и ответственную задачу партии и правительства по оказанию интернациональной военной помощи дружественному афганскому народу в его борьбе с внутренней и внешней контрреволюцией, действия которой направлены на ликвидацию завоеваний апрельской революции и ДРА.

   В этот период было произведено 235 вылетов. Летный и инженерно-технический состав, специалисты тыла  и связи показали высокий уровень выучки.

 

К новым высотам мастерства.

 

В марте 1980 года личный состав нашего полка приступил к практическому переучиванию на новый авиационный комплекс – самолеты 3-го поколения (Су-24).

Эта важная задача была выполнена успешно и в установленные сроки.

   За высокие показатели в боевой учебе ряд авиаторов – гвардейцев награждены орденами и медалями Советского Союза:

Гв. п/п-к Мороховец Н.Г.

Гв. м-р Патраков Н.И.

Гв МухаевГ.А.

Гв. м-р Ермакович И.С.

Гв. к-н Горб П.Г.

Гв. мл. сХомович

   Высокую воздушную выучку, летное и техническое  мастерство личного состава полка проявилось в период проведения летно-тактического учения в марте 1983 года.

   Свой самоотверженный ратный труд  гвардейцы посвятили 45-й годовщине со дня образования полка.

В разные годы частью командовали

 

 

 

С 19.061938 года 6-й истребительный авиационный полк

 

 

М-р

Симоненко

С 1938г.

М-р

Моисеев Виктор Ильич

С 1941г.

М-р

Лукелий Федор Афанасьевич

С 1942г.

Гв

Зотов Матвей  Иванович

 

 

С 2.07.1944г. 149-й гвардейский истребительный авиационный полк

 

 

С 5.04.1945г. 149-й гвардейский истребительный авиационный Краснознаменный полк

 

Гв.п/п-к

Саломатин Борис Николаевич

 

Гв. м-р

Самойлов

С 1947г.

Гв.п/п-к

Лашманов Алексей Иванович

С 1951г.

Гв. м-р

Ильин Геннадий Иванович

С 1952г.

Гв.п/п-к

Лашманов Алексей Иванович

С 1954г.

Гв.п/п-к

Карелин Анатолий Михайловис

С 1957г.

Гв.п/п-к

Орлов Павел Иванович

С 1960г.

Гв.п/п-к

Лемешев Петр Миходович

С 1961г.

Гв.п/п-к

Клеопин Геннадий Николаевич

С 1968г.

 

С 14.05.71г. 149-й гвардейский авиационный Краснознаменный полк истребителей-бобардировщиков

 

 

Орлов Вячеслав Яковлевич

С 1974г.

 

С 5.04.1945г. 149-й гвардейский бомбардировочный  авиационный Краснознаменный полк

 

Гв.п/п-к

Боганов Юрий Борисович

С 1978г.

Гв.п/п-к

Мороховец Николай Григорьевич

С1981г.

Гв.п/п-к

Бокач Семен Александрович

С 1983г.

Гв.п/п-к

Бойко Виктор Николаевич

С 1987г.

Гв.п/п-к

Широких Анатолий Александрович

С 1991г.

Гв. п-к

Ибраев Мухамеджан шамушкенович

С 1994г.

 

С 7.06 1996г. 600 гвардейская Краснознаменная авиационная база

 

Гв. п-к

Саганаев Асылхан Мавленович

С 1997г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАГРАДЫ

Всего личный состав полка получил свыше 350 правительственных наград,

а 10 человек стали героями Советского Союза. Это:

 

Генерал-майор авиации Зотов М.И.

Генерал-майор авиации Карасев А.И.

Генерал-майор авиации Решетов А.М.

Генерал-майор авиации Токаренко М.К.

Гв. полковник Пишкан Н.А

Гв. полковник Тимофеенко Н.В.

Гв. полковник Гришин А.Н.

Гв. подполковник Карелин А.М.

Гв. ст. л-т Бирюков Б.В.

Гв. ст. л-т Сержантов И.Я

 

Награды в военные годы

 

Медаль «Золотая звезда»

10

Орден «Ленина»

10

Орден «Александра Невского»

6

Орден «Отечественной войны»  I степени

30

Орден «Отечественной войны»  II степени

31

Орден «Красного знамени»

56

Орден «Красной звезды»

121

Орден «Славы»  II степени

2

Орден «Славы»  III степени

20

Медаль «За отвагу»

42

Медаль «За боевые заслуги»

121

Награды за ратный труд

 

Орден «Красная звезда»

32

Орден «За службу Родине в ВС СССР»  II степени

2

Орден «За службу Родине в ВС СССР»   III степени

61

Орден «Знак почета»

1

Медаль «За боевые заслуги»

130

Медаль «За отличие в воинской службе»  II степени

2

Медаль «За воинскую доблесть»

84

Болгарская медаль «Отечественная война»

14

 

 

 

 

С

 

 

 

[Главная] [История] [Модификации] [Вооружение] [Чертежи][Схемы окраски] [Фотоархив][Афганистан][149 гбап][Авиачасти][КБ Сухого][Самолеты Су]

[Гостевая книга]

 

 

Hosted by uCoz


Hosted by uCoz