Главная

История

Модификации

Вооружение

Чертежи

Схемы окраски

Авиачасти

Фотоархив

Су-24 в Афганистане

149 гбап

КБ Сухого

Самолеты Су

 

 

 

 

Гостевая книга

 

Летные происшествия аварии и катастрофы на самолётах

Су-24 «Fencer»

 

Летные испытания самолетов Су-24 сопровождались большим числом летных происшествий. Всего было потеряно 10 самолетов, в том числе: по вине конструкции - 3 (обрыв тяги поворотного пилона, разрушение механизма поворота левой консоли крыла, отказ системы продольного управления самолетом), все остальные - из-за двигателя АЛ-21Ф3 (титановые пожары и взрывы камер сгорания). Кроме того, в летных испытаниях было потеряно 4 самолета Су-24М. К сожалению, это сопровождалось гибелью людей. Погибло 13 летчиков-испытателей и штурманов ОКБ П.О. Сухого, НАЗ и ГНИКИ ВВС: С. Лаврентьев, Н. Рухлядко, В. Кречетов, М. Юров, В. Волошин, Ю. Юмашев, В. Кузнецов, Л. Сорокин, А. Косарев, В. Кондратьев, А. Власов, В. Никитин, Г. Гридусов. Катапультировались и остались живы 8 человек: А. Щербаков, В. Дашков, В. Плотников, В. Глинчиков, А. Данилин, В. Лотков, Н. Саттаров, О. Цой. Ни на одном другом самолете нашего КБ таких потерь не было.» (СамойловичО.С.)
    Когда Су-24 приняли на вооружение, показатель его аварийности был 5-6 падений в год. В основном подводила техника. Характерные аварии: неисправность двигателя (они загорались в полете), отказывало управление. Бывали случаи, что одно крыло свою стреловидность изменяло, а вот второе...
   В 1998 году, выступая в Госдуме, заместитель главнокомандующего ВВС РФ Виктор Кот заявил, что "Су-24 на сегодняшний день являются наиболее аварийными летательными аппаратами в боевой авиации".

 

Дата

28.08.1973

Страна-эксплуатант

СССР

Место

Ахтубинск

Время

 

Самолет(ы)

Су-24 (Т-6-4)

Эксплуатант

ГК НИИ ВВС

Летчик(и)

Лаврентьев Сталь Александрович - заслуженный лётчик-испытатель СССР, полковник.
Юров Михаил Сергеевич - штурман-испытатель

Обстоятельства

титановый пожар в двигателе

Исход

экипаж погиб

Причины

Обрыв лопатки компрессора двигателя

Дата

28.08.1973

Страна-эксплуатант

СССР

Место

Липецк

Время

 

Самолет(ы)

Су-24

Эксплуатант

Липецкий центр боевой подготовки

Летчик(и)

 

Обстоятельства

на взлете самолет вошел в неуправляемое вращение вокруг продольной оси

Исход

экипаж погиб

Причины

заклинивание управление закрылком

Дата

июнь 1974

Страна-эксплуатант

СССР

Место

Ахтубинск

Время

 

Самолет(ы)

Су-24 (Т-6-7)

Эксплуатант

ГК НИИ ВВС

Летчик(и)

Рухлядко Николай Васильевич - заслуженный лётчик-испытатель СССР, подполковник
? - штурман

Обстоятельства

при заходе на посадку подкрыльевой пилон вместе с топливным баком неожиданно развернуло под большим углом к набегающему потоку. Самолёт с большим скольжением и креном пошёл к земле

Исход

экипаж успешно катапультировался

Причины

обрыв тяги поворотного пилона

Дата

1974 (?)

Страна-эксплуатант

СССР

Место

 

Время

 

Самолет(ы)

Су-24 (Т-6-13)

Эксплуатант

ЛИИ

Летчик(и)

Щербаков Александр Александрович - Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, полковник,
Лойчиков Владислав Ильич - заслуженный лётчик-испытатель СССР, капитан запаса

Обстоятельства

При испытании на прочность произошло разрушение механизма поворота левой консоли крыла. Полукрыло, взломав узел крепления и пробив стенку топливного бака, заняло положение минимальной стреловидности. Пожар, отказ всех систем.

Исход

экипаж успешно катапультировался

Причины

недостаточная прочность конструкции балки центроплана

Дата

19.07.1977

Страна-эксплуатант

СССР

Место

 

Время

 

Самолет(ы)

Су-24 (Т-6-6)

Эксплуатант

ОКБ П.О.Сухого

Летчик(и)

Кречетов Владимир Анифимьевич - лётчик-испытатель
Иванов Александр А. - заслуженный штурман-испытатель

Обстоятельства

во время разгона у земли загорелся и взорвался двигатель

Исход

Кречетов - погиб, Иванов - успешно катапультировался

Причины

 

Дата

19.09.1977

Страна-эксплуатант

СССР

Место

район городка Спас-Клепики в Мещерах

Время

 

Самолет(ы)

Су-24

Эксплуатант

ЛИИ

Летчик(и)

Волошин Владимир Арсеньевич - заслуженный летчик-испытатель CCCР, старший лейтенант
Юмашев Юрий Иванович - заслуженный лётчик-испытатель СССР, капитан

Обстоятельства

выполнялись виражи-спирали. Ввод на 6000 м. Верхний край облачности - 3000 м, а нижний - 250-300. Выскочили из облаков, крен убрали. Пока возились с двигателями, а одновременно оценивались характеристики их приемистости на максимальных перегрузках, высоты для вывода не хватило.

Исход

экипаж погиб

Причины

 

Дата

11.05.1978

Страна-эксплуатант

СССР

Место

 

Время

 

Самолет(ы)

Су-24

Эксплуатант

ГК НИИ ВВС

Летчик(и)

Кузнецов Виктор Иванович - летчик-испытатель, полковник

Обстоятельства

Испытательный полёт с дымовой бомбой. После отрыва бомбы самолет начал крениться влево с увеличивающимся креном

Исход

Кузнецов погиб

Причины

 

Дата

19.10.1978

Страна-эксплуатант

СССР

Место

 

Время

 

Самолет(ы)

Су-24

Эксплуатант

ГК НИИ ВВС

Летчик(и)

Косарев А.Н. - летчик-испытатель (?)
Сорокин Л.А. - летчик-испытатель (?)

Обстоятельства

 

Исход

экипаж погиб

Причины

 

Дата

1979 (?)

Страна-эксплуатант

СССР

Место

Ахтубинск

Время

 

Самолет(ы)

Су-24

Эксплуатант

ГК НИИ ВВС

Летчик(и)

Саттаров Наиль Шарипович - летчик-испытатель, полковник
Цой Олег Григорьевич - заслуженный летчик-испытатель CCCР, полковник

Обстоятельства

отказало продольное управление самолётом

Исход

экипаж успешно катапультировался

Причины

 

Дата

01.07.1981

Страна-эксплуатант

СССР

Место

 

Время

 

Самолет(ы)

Су-24

Эксплуатант

 

Летчик(и)

Власов А.В. - летчик-испытатель (?)
Кондратьев В.И. - летчик-испытатель (?)

Обстоятельства

 

Исход

экипаж погиб

Причины

 

Дата

15.09.1981

Страна-эксплуатант

СССР

Место

Ахтубинск

Время

 

Самолет(ы)

Су-24М

Эксплуатант

ГК НИИ ВВС

Летчик(и)

Рухлядко Николай Васильевич - заслуженный лётчик-испытатель СССР, подполковник,
Лотков Владимир Александрович - лётчик-испытатель, полковник

Обстоятельства

После очередного выхода на максимальную скорость на высоте одного километра экипаж услышал сзади за кабиной какой-то взрыв и самолёт тут же пошёл "на нос".

Исход

Рухлядко погиб, Лотков - успешно катапультировался

Причины

пожар и взрыв 3 бака при запуске двигателя

Дата

24.03.1982

Страна-эксплуатант

СССР

Место

В районе Новосибирска

Время

 

Самолет(ы)

Су-24

Эксплуатант

НАПО

Летчик(и)

Никитин В.И. - лётчик-испытатель
Гридусов Г.В. - штурман-испытатель

Обстоятельства

ясным солнечным днем выполнялся полет Су-24 на "обжим". Разрушение самолета произошло на выходе из пикирования.

Исход

экипаж погиб

Причины

 

Дата

198?

Страна-эксплуатант

СССР

Место

В районе Новосибирска

Время

 

Самолет(ы)

Су-24

Эксплуатант

НАПО

Летчик(и)

А.Бовтун - стетчик-испытатель, ? - штурман-испытатель

Обстоятельства

во время полета на "обжим" экипаж катапультировался

Исход

Летчик приземлился нормально. Штурману по самое бедро оторвало ногу, и он погиб от шока и потери крови

Причины

титановый пожар двигателя

Дата

03.07.1984

Страна-эксплуатант

СССР

Место

 

Время

 

Самолет(ы)

Су-24М

Эксплуатант

 

Летчик(и)

Сидоренко А.Ф. - летчик-испытатель (?)

Обстоятельства

 

Исход

Сидоренко погиб

Причины

 

Дата

28.09.1988

Страна-эксплуатант

СССР

Место

 

Время

 

Самолет(ы)

Су-24

Эксплуатант

 

Летчик(и)

Романенко П.С. - летчик-испытатель (?)

Обстоятельства

 

Исход

Романенко погиб

Причины

 

Дата

19??

Страна-эксплуатант

СССР

Место

Афганистан

Время

 

Самолет(ы)

Су-24

Эксплуатант

ВВС

Летчик(и)

Шостенко Владимир - летчик, старший лейтенант
? - штурман

Обстоятельства

совершая посадку в сложных метеоусловиях, выскочил за пределы взлетной полосы. Сломавшаяся стойка шасси повредила топливный бак, самолет загорелся

Исход

Шостенко сумел выбраться из кабины, но штурман погиб

Причины

 

Дата

19??

Страна-эксплуатант

СССР

Место

аэродром Кировабада

Время

 

Самолет(ы)

Су-24

Эксплуатант

ВВС

Летчик(и)

 

Обстоятельства

взлетая ночью не с ВПП, а с магистральной рулежки, бомбардировщик Су-24 столкнулся на разбеге с хвостом стоявшего у обочины транспортного Ан-12

Исход

 

Причины

 

Дата

31.05.1990

Страна-эксплуатант

СССР

Место

Ахтубинск

Время

 

Самолет(ы)

Су-24М

Эксплуатант

ГК НИИ ВВС

Летчик(и)

Полухин Сергей Анатольевич - летчик-испытатель, подполковник
Кетов Владимир Николаевич - штурман-испытатель, подполковник

Обстоятельства

полёт на оценку МВК

Исход

экипаж погиб

Причины

не установлены

Дата

09.01.1991

Страна-эксплуатант

СССР

Место

Балтика

Время

 

Самолет(ы)

Су-24

Эксплуатант

ВВС

Летчик(и)

Попов - летчик, капитан
? - штурман

Обстоятельства

пожар двигателей

Исход

экипаж успешно катапультировался

Причины

 

Дата

08.02.1993

Страна-эксплуатант

Иран

Место

аэродром Тегерана

Время

 

Самолет(ы)

Су-24

Эксплуатант

ВВС Ирана

Летчик(и)

 

Обстоятельства

столкновение с взлетавшим Ту-154М авиакомпании Iran Air

Исход

Погибло 131 пассажир и члены экипажа Ту-154М, экипаж Су-24

Причины

экипаж Су-24 нарушил правила полета

Дата

22.12.1993

Страна-эксплуатант

Белоруссия (?)

Место

аэродром Бобровичи (Белоруссия)

Время

 

Самолет(ы)

Су-24

Эксплуатант

ВВС

Летчик(и)

 

Обстоятельства

катастрофа при посадке

Исход

экипаж погиб

Причины

 

Дата

199?

Страна-эксплуатант

РФ

Место

аэродром Колитнари (Кутаиси)

Время

 

Самолет(ы)

Су-24

Эксплуатант

ВВС

Летчик(и)

 

Обстоятельства

Сразу после взлета самолет перевернулся и упал

Исход

экипаж погиб

Причины

 

Дата

11.03.1994

Страна-эксплуатант

РФ

Место

Ахтубинск

Время

 

Самолет(ы)

Су-24М

Эксплуатант

ГК НИИ ВВС

Летчик(и)

Горелов Вячеслав Николаевич - летчик-испытатель, полковник
Колбаско Валерий Александрович - полковник

Обстоятельства

полёт под шторкой

Исход

экипаж погиб

Причины

не установлены

Дата

10.06.1998

Страна-эксплуатант

РФ

Место

военный аэродром города Остров (Псковская область)

Время

 

Самолет(ы)

Су-24

Эксплуатант

ВВС Балтийского флота

Летчик(и)

Толмачев Сергей - заместитель командира полка подполковник
Писарьков Виктор - штурман-программист, майор

Обстоятельства

самолет совершал перелет по маршруту Черняховск (Калининградская область) - 0стров. Потерпел катастрофу при заходе на посадку

Исход

экипаж погиб

Причины

 

Дата

15.04.1999

Страна-эксплуатант

РФ

Место

аэродром НАПО им.П.Чкалова

Время

12:18

Самолет(ы)

Су-24МК

Эксплуатант

НАПО

Летчик(и)

Глущенко Вячеслав Васильевич - заслуженный летчик СССР, полковник запаса
Кремнев Алексей Владимирович - штурман-испытатель 1-го класса, полковник

Обстоятельства

на взлете, на высоте 60 м самолет выполнил переворот через крыло и упал

Исход

экипаж погиб

Причины

столкновение с птицами

Дата

22.04.1999

Страна-эксплуатант

РФ

Место

в 5 км от поселка Грушевка (в 15 км от Новороссийска)

Время

 

Самолет(ы)

Су-24МР

Эксплуатант

разведывательный авиаполк ВВС (аэродром Мариновка под Волгоградом)

Летчик(и)

Коваленко Анатолий - командир эскадрильи, подполковник
Малкеров Андрей - майор

Обстоятельства

В 11.40 самолет находился на высоте 10 км над горами в районе станицы Грушевая. Пилоты начали снижаться, чтобы выйти из зоны облачности. В последний момент пилоты сумели отвернуть потерявшую управление машину от нефтебазы "Грушевая балка" Новороссийского морского порта

Исход

экипаж погиб

Причины

 

Дата

4.10.1999

Страна-эксплуатант

РФ

Место

Урус-Мартан (Чечня)

Время

 

Самолет(ы)

Су-24МР

Эксплуатант

ВВС

Летчик(и)

Стукало Константин - майор
Смыслов Сергей - штурман, старший лейтенант

Обстоятельства

при выполнении поиска сбитого 3 октября Су-25 самолет был сбит ПЗРК Стрела-2

Исход

Первым благополучно катапультировался штурман Сергей Смыслов. Командир катапультировался вслед за штурманом, когда "сушка" уже находилась в левом крене под углом к земле на высоте всего двух сотен метров. В результате парашют Константина Стукало не успел раскрыться, и командир разбился при ударе о землю. Штурман попал в плен и был освобожден лишь 24 ноября

Причины

 

Дата

14.03.2000

Страна-эксплуатант

РФ

Место

примерно в 30 км западнее аэродрома "Шаталово" (Смоленская область)

Время

12:50

Самолет(ы)

Су-24

Эксплуатант

ВВС

Летчик(и)

Семушкин Алексей - командир звена, военный летчик первого класса майор
Канышкин Игорь - штурман звена, военный штурман второго класса капитан

Обстоятельства

в ходе учений ВВС и ПВО на полигоне "Ладога" отрабатывали использование ракет "воздух-воздух". Внезапно передали на землю, что будут производить аварийную посадку. Но когда самолет заходил на аэродром, летчики катапультировались, а самолет упал и взорвался

Исход

экипаж успешно катапультировался

Причины

 

Дата

7.05.2000

Страна-эксплуатант

РФ

Место

склон горы в трех километрах южнее селения Беной-Ведено (Чечня)

Время

полдень

Самолет(ы)

Су-24МР

Эксплуатант

11-й отдельный разведывательный авиаполк ВВС

Летчик(и)

Казаков Юрий - майор
Курдюмов Евгений - капитан

Обстоятельства

при выполнении разведки самолет врезался в гору

Исход

экипаж погиб

Причины

сложные метеоусловия

Дата

26.06.2000

Страна-эксплуатант

РФ

Место

военный аэродром под Воронежем

Время

ок 20:00

Самолет(ы)

Су-24

Эксплуатант

ВВС

Летчик(и)

 

Обстоятельства

когда самолет уже шел на снижение по посадочной глиссаде, отказало управление

Исход

экипаж успешно катапультировался

Причины

 

Дата

11.03.2001

Страна-эксплуатант

РФ

Место

аэродром Моздок (Северная Осетия)

Время

23:55

Самолет(ы)

Су-24М

Эксплуатант

4-я воздушная армия ВВС

Летчик(и)

 

Обстоятельства

При заходе на посадку самолет попал в плотный туман. Была осуществлена посадка за километр с лишним до начала ВПП

Исход

летчик и штурман не пострадали. Шасси выдержало, но восстановлению самолет уже не подлежал

Причины

сложные погодные условия

Дата

19.02.2002

Страна-эксплуатант

РФ

Место

Плюсский район Псковской области

Время

15:23

Самолет(ы)

Су-24

Эксплуатант

722-й бап (аэродром постоянного базирования - Смуравьево) 6-й армии ВВС и ПВО

Летчик(и)

Шостенко Владимир - летчик, майор
Дроздецкий Александр - заместитель командира первой эскадрильи, подполковник

Обстоятельства

катастрофа при полете на низкой высоте в сложных метеоусловиях

Исход

экипаж погиб

Причины

"переоценка летчиками своих возможностей". Экипаж "в нарушении параметров полетного задания попытался выполнить пилотаж на запредельно низких высотах"

 

 

С

 

 

 

[Главная] [История] [Модификации] [Вооружение] [Чертежи][Схемы окраски] [Фотоархив][Афганистан][149 гбап][Авиачасти][КБ Сухого][Самолеты Су]

[Гостевая книга]

 

 

Hosted by uCoz


Hosted by uCoz