Дата
|
28.08.1973
|
Страна-эксплуатант
|
СССР
|
Место
|
Ахтубинск
|
Время
|
|
Самолет(ы)
|
Су-24 (Т-6-4)
|
Эксплуатант
|
ГК НИИ ВВС
|
Летчик(и)
|
Лаврентьев Сталь Александрович - заслуженный
лётчик-испытатель СССР, полковник.
Юров Михаил Сергеевич - штурман-испытатель
|
Обстоятельства
|
титановый пожар в двигателе
|
Исход
|
экипаж погиб
|
Причины
|
Обрыв лопатки компрессора двигателя
|
Дата
|
28.08.1973
|
Страна-эксплуатант
|
СССР
|
Место
|
Липецк
|
Время
|
|
Самолет(ы)
|
Су-24
|
Эксплуатант
|
Липецкий центр боевой подготовки
|
Летчик(и)
|
|
Обстоятельства
|
на взлете самолет вошел в неуправляемое вращение вокруг
продольной оси
|
Исход
|
экипаж погиб
|
Причины
|
заклинивание управление закрылком
|
Дата
|
июнь 1974
|
Страна-эксплуатант
|
СССР
|
Место
|
Ахтубинск
|
Время
|
|
Самолет(ы)
|
Су-24 (Т-6-7)
|
Эксплуатант
|
ГК НИИ ВВС
|
Летчик(и)
|
Рухлядко Николай
Васильевич - заслуженный лётчик-испытатель СССР, подполковник
? - штурман
|
Обстоятельства
|
при заходе на посадку подкрыльевой
пилон вместе с топливным баком неожиданно развернуло под большим углом к
набегающему потоку. Самолёт с большим скольжением и креном пошёл к земле
|
Исход
|
экипаж успешно катапультировался
|
Причины
|
обрыв тяги поворотного пилона
|
Дата
|
1974 (?)
|
Страна-эксплуатант
|
СССР
|
Место
|
|
Время
|
|
Самолет(ы)
|
Су-24 (Т-6-13)
|
Эксплуатант
|
ЛИИ
|
Летчик(и)
|
Щербаков Александр Александрович - Герой
Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР, полковник,
Лойчиков Владислав Ильич -
заслуженный лётчик-испытатель СССР, капитан запаса
|
Обстоятельства
|
При испытании на прочность произошло разрушение
механизма поворота левой консоли крыла. Полукрыло,
взломав узел крепления и пробив стенку топливного бака, заняло положение
минимальной стреловидности. Пожар, отказ всех систем.
|
Исход
|
экипаж успешно катапультировался
|
Причины
|
недостаточная прочность конструкции балки центроплана
|
Дата
|
19.07.1977
|
Страна-эксплуатант
|
СССР
|
Место
|
|
Время
|
|
Самолет(ы)
|
Су-24 (Т-6-6)
|
Эксплуатант
|
ОКБ П.О.Сухого
|
Летчик(и)
|
Кречетов Владимир Анифимьевич
- лётчик-испытатель
Иванов Александр А. - заслуженный штурман-испытатель
|
Обстоятельства
|
во время разгона у земли загорелся и взорвался двигатель
|
Исход
|
Кречетов - погиб, Иванов - успешно катапультировался
|
Причины
|
|
Дата
|
19.09.1977
|
Страна-эксплуатант
|
СССР
|
Место
|
район городка Спас-Клепики в
Мещерах
|
Время
|
|
Самолет(ы)
|
Су-24
|
Эксплуатант
|
ЛИИ
|
Летчик(и)
|
Волошин Владимир Арсеньевич - заслуженный
летчик-испытатель CCCР, старший лейтенант
Юмашев Юрий Иванович - заслуженный лётчик-испытатель СССР, капитан
|
Обстоятельства
|
выполнялись виражи-спирали. Ввод на 6000 м. Верхний край
облачности - 3000 м, а нижний - 250-300. Выскочили из облаков, крен убрали.
Пока возились с двигателями, а одновременно оценивались характеристики их
приемистости на максимальных перегрузках, высоты для вывода не хватило.
|
Исход
|
экипаж погиб
|
Причины
|
|
Дата
|
11.05.1978
|
Страна-эксплуатант
|
СССР
|
Место
|
|
Время
|
|
Самолет(ы)
|
Су-24
|
Эксплуатант
|
ГК НИИ ВВС
|
Летчик(и)
|
Кузнецов Виктор Иванович - летчик-испытатель, полковник
|
Обстоятельства
|
Испытательный полёт с дымовой бомбой. После отрыва бомбы
самолет начал крениться влево с увеличивающимся креном
|
Исход
|
Кузнецов погиб
|
Причины
|
|
Дата
|
19.10.1978
|
Страна-эксплуатант
|
СССР
|
Место
|
|
Время
|
|
Самолет(ы)
|
Су-24
|
Эксплуатант
|
ГК НИИ ВВС
|
Летчик(и)
|
Косарев А.Н. - летчик-испытатель (?)
Сорокин Л.А. - летчик-испытатель (?)
|
Обстоятельства
|
|
Исход
|
экипаж погиб
|
Причины
|
|
Дата
|
1979 (?)
|
Страна-эксплуатант
|
СССР
|
Место
|
Ахтубинск
|
Время
|
|
Самолет(ы)
|
Су-24
|
Эксплуатант
|
ГК НИИ ВВС
|
Летчик(и)
|
Саттаров Наиль Шарипович - летчик-испытатель, полковник
Цой Олег Григорьевич - заслуженный
летчик-испытатель CCCР, полковник
|
Обстоятельства
|
отказало продольное управление самолётом
|
Исход
|
экипаж успешно катапультировался
|
Причины
|
|
Дата
|
01.07.1981
|
Страна-эксплуатант
|
СССР
|
Место
|
|
Время
|
|
Самолет(ы)
|
Су-24
|
Эксплуатант
|
|
Летчик(и)
|
Власов А.В. - летчик-испытатель (?)
Кондратьев В.И. - летчик-испытатель (?)
|
Обстоятельства
|
|
Исход
|
экипаж погиб
|
Причины
|
|
Дата
|
15.09.1981
|
Страна-эксплуатант
|
СССР
|
Место
|
Ахтубинск
|
Время
|
|
Самолет(ы)
|
Су-24М
|
Эксплуатант
|
ГК НИИ ВВС
|
Летчик(и)
|
Рухлядко Николай
Васильевич - заслуженный лётчик-испытатель СССР, подполковник,
Лотков Владимир Александрович - лётчик-испытатель, полковник
|
Обстоятельства
|
После очередного выхода на максимальную скорость на
высоте одного километра экипаж услышал сзади за кабиной какой-то взрыв и
самолёт тут же пошёл "на нос".
|
Исход
|
Рухлядко погиб, Лотков -
успешно катапультировался
|
Причины
|
пожар и взрыв 3 бака при запуске двигателя
|
Дата
|
24.03.1982
|
Страна-эксплуатант
|
СССР
|
Место
|
В районе Новосибирска
|
Время
|
|
Самолет(ы)
|
Су-24
|
Эксплуатант
|
НАПО
|
Летчик(и)
|
Никитин В.И. - лётчик-испытатель
Гридусов Г.В. - штурман-испытатель
|
Обстоятельства
|
ясным солнечным днем выполнялся полет Су-24
на "обжим". Разрушение самолета произошло на выходе из
пикирования.
|
Исход
|
экипаж погиб
|
Причины
|
|
Дата
|
198?
|
Страна-эксплуатант
|
СССР
|
Место
|
В районе Новосибирска
|
Время
|
|
Самолет(ы)
|
Су-24
|
Эксплуатант
|
НАПО
|
Летчик(и)
|
А.Бовтун - ст.летчик-испытатель, ? - штурман-испытатель
|
Обстоятельства
|
во время полета на "обжим" экипаж
катапультировался
|
Исход
|
Летчик приземлился нормально. Штурману по самое бедро
оторвало ногу, и он погиб от шока и потери крови
|
Причины
|
титановый пожар двигателя
|
Дата
|
03.07.1984
|
Страна-эксплуатант
|
СССР
|
Место
|
|
Время
|
|
Самолет(ы)
|
Су-24М
|
Эксплуатант
|
|
Летчик(и)
|
Сидоренко А.Ф. -
летчик-испытатель (?)
|
Обстоятельства
|
|
Исход
|
Сидоренко погиб
|
Причины
|
|
Дата
|
28.09.1988
|
Страна-эксплуатант
|
СССР
|
Место
|
|
Время
|
|
Самолет(ы)
|
Су-24
|
Эксплуатант
|
|
Летчик(и)
|
Романенко П.С. - летчик-испытатель (?)
|
Обстоятельства
|
|
Исход
|
Романенко погиб
|
Причины
|
|
Дата
|
19??
|
Страна-эксплуатант
|
СССР
|
Место
|
Афганистан
|
Время
|
|
Самолет(ы)
|
Су-24
|
Эксплуатант
|
ВВС
|
Летчик(и)
|
Шостенко Владимир - летчик,
старший лейтенант
? - штурман
|
Обстоятельства
|
совершая посадку в сложных метеоусловиях, выскочил за
пределы взлетной полосы. Сломавшаяся стойка шасси повредила топливный бак,
самолет загорелся
|
Исход
|
Шостенко сумел выбраться из
кабины, но штурман погиб
|
Причины
|
|
Дата
|
19??
|
Страна-эксплуатант
|
СССР
|
Место
|
аэродром Кировабада
|
Время
|
|
Самолет(ы)
|
Су-24
|
Эксплуатант
|
ВВС
|
Летчик(и)
|
|
Обстоятельства
|
взлетая ночью не с ВПП, а с
магистральной рулежки, бомбардировщик Су-24
столкнулся на разбеге с хвостом стоявшего у обочины транспортного Ан-12
|
Исход
|
|
Причины
|
|
Дата
|
31.05.1990
|
Страна-эксплуатант
|
СССР
|
Место
|
Ахтубинск
|
Время
|
|
Самолет(ы)
|
Су-24М
|
Эксплуатант
|
ГК НИИ ВВС
|
Летчик(и)
|
Полухин Сергей Анатольевич -
летчик-испытатель, подполковник
Кетов Владимир Николаевич - штурман-испытатель,
подполковник
|
Обстоятельства
|
полёт на оценку МВК
|
Исход
|
экипаж погиб
|
Причины
|
не установлены
|
Дата
|
09.01.1991
|
Страна-эксплуатант
|
СССР
|
Место
|
Балтика
|
Время
|
|
Самолет(ы)
|
Су-24
|
Эксплуатант
|
ВВС
|
Летчик(и)
|
Попов - летчик, капитан
? - штурман
|
Обстоятельства
|
пожар двигателей
|
Исход
|
экипаж успешно катапультировался
|
Причины
|
|
Дата
|
08.02.1993
|
Страна-эксплуатант
|
Иран
|
Место
|
аэродром Тегерана
|
Время
|
|
Самолет(ы)
|
Су-24
|
Эксплуатант
|
ВВС Ирана
|
Летчик(и)
|
|
Обстоятельства
|
столкновение с взлетавшим Ту-154М
авиакомпании Iran Air
|
Исход
|
Погибло 131 пассажир и члены экипажа Ту-154М,
экипаж Су-24
|
Причины
|
экипаж Су-24 нарушил правила полета
|
Дата
|
22.12.1993
|
Страна-эксплуатант
|
Белоруссия (?)
|
Место
|
аэродром Бобровичи (Белоруссия)
|
Время
|
|
Самолет(ы)
|
Су-24
|
Эксплуатант
|
ВВС
|
Летчик(и)
|
|
Обстоятельства
|
катастрофа при посадке
|
Исход
|
экипаж погиб
|
Причины
|
|
Дата
|
199?
|
Страна-эксплуатант
|
РФ
|
Место
|
аэродром Колитнари (Кутаиси)
|
Время
|
|
Самолет(ы)
|
Су-24
|
Эксплуатант
|
ВВС
|
Летчик(и)
|
|
Обстоятельства
|
Сразу после взлета самолет перевернулся и упал
|
Исход
|
экипаж погиб
|
Причины
|
|
Дата
|
11.03.1994
|
Страна-эксплуатант
|
РФ
|
Место
|
Ахтубинск
|
Время
|
|
Самолет(ы)
|
Су-24М
|
Эксплуатант
|
ГК НИИ ВВС
|
Летчик(и)
|
Горелов Вячеслав Николаевич - летчик-испытатель,
полковник
Колбаско Валерий Александрович - полковник
|
Обстоятельства
|
полёт под шторкой
|
Исход
|
экипаж погиб
|
Причины
|
не установлены
|
Дата
|
10.06.1998
|
Страна-эксплуатант
|
РФ
|
Место
|
военный аэродром города Остров (Псковская область)
|
Время
|
|
Самолет(ы)
|
Су-24
|
Эксплуатант
|
ВВС Балтийского флота
|
Летчик(и)
|
Толмачев Сергей - заместитель командира полка
подполковник
Писарьков Виктор - штурман-программист, майор
|
Обстоятельства
|
самолет совершал перелет по маршруту Черняховск
(Калининградская область) - 0стров. Потерпел катастрофу при заходе на
посадку
|
Исход
|
экипаж погиб
|
Причины
|
|
Дата
|
15.04.1999
|
Страна-эксплуатант
|
РФ
|
Место
|
аэродром НАПО им.В.П.Чкалова
|
Время
|
12:18
|
Самолет(ы)
|
Су-24МК
|
Эксплуатант
|
НАПО
|
Летчик(и)
|
Глущенко Вячеслав Васильевич - заслуженный летчик
СССР, полковник запаса
Кремнев Алексей Владимирович - штурман-испытатель 1-го класса,
полковник
|
Обстоятельства
|
на взлете, на высоте 60 м самолет выполнил переворот
через крыло и упал
|
Исход
|
экипаж погиб
|
Причины
|
столкновение с птицами
|
Дата
|
22.04.1999
|
Страна-эксплуатант
|
РФ
|
Место
|
в 5 км от поселка Грушевка (в
15 км от Новороссийска)
|
Время
|
|
Самолет(ы)
|
Су-24МР
|
Эксплуатант
|
разведывательный авиаполк ВВС (аэродром Мариновка под
Волгоградом)
|
Летчик(и)
|
Коваленко Анатолий - командир эскадрильи, подполковник
Малкеров Андрей - майор
|
Обстоятельства
|
В 11.40 самолет находился на высоте 10 км над горами в
районе станицы Грушевая. Пилоты начали снижаться,
чтобы выйти из зоны облачности. В последний момент пилоты сумели отвернуть
потерявшую управление машину от нефтебазы "Грушевая балка"
Новороссийского морского порта
|
Исход
|
экипаж погиб
|
Причины
|
|
Дата
|
4.10.1999
|
Страна-эксплуатант
|
РФ
|
Место
|
Урус-Мартан (Чечня)
|
Время
|
|
Самолет(ы)
|
Су-24МР
|
Эксплуатант
|
ВВС
|
Летчик(и)
|
Стукало Константин - майор
Смыслов Сергей - штурман, старший лейтенант
|
Обстоятельства
|
при выполнении поиска сбитого 3 октября Су-25
самолет был сбит ПЗРК Стрела-2
|
Исход
|
Первым благополучно катапультировался штурман Сергей
Смыслов. Командир катапультировался вслед за штурманом, когда
"сушка" уже находилась в левом крене под углом к земле на высоте
всего двух сотен метров. В результате парашют Константина
Стукало не успел раскрыться, и командир разбился при ударе о землю.
Штурман попал в плен и был освобожден лишь 24 ноября
|
Причины
|
|
Дата
|
14.03.2000
|
Страна-эксплуатант
|
РФ
|
Место
|
примерно в 30 км западнее аэродрома
"Шаталово" (Смоленская область)
|
Время
|
12:50
|
Самолет(ы)
|
Су-24
|
Эксплуатант
|
ВВС
|
Летчик(и)
|
Семушкин Алексей - командир
звена, военный летчик первого класса майор
Канышкин Игорь - штурман звена, военный штурман
второго класса капитан
|
Обстоятельства
|
в ходе учений ВВС и ПВО на полигоне "Ладога"
отрабатывали использование ракет "воздух-воздух". Внезапно
передали на землю, что будут производить аварийную посадку. Но когда
самолет заходил на аэродром, летчики катапультировались, а самолет упал и
взорвался
|
Исход
|
экипаж успешно катапультировался
|
Причины
|
|
Дата
|
7.05.2000
|
Страна-эксплуатант
|
РФ
|
Место
|
склон горы в трех километрах южнее селения Беной-Ведено (Чечня)
|
Время
|
полдень
|
Самолет(ы)
|
Су-24МР
|
Эксплуатант
|
11-й отдельный разведывательный авиаполк ВВС
|
Летчик(и)
|
Казаков Юрий - майор
Курдюмов Евгений - капитан
|
Обстоятельства
|
при выполнении разведки самолет врезался в гору
|
Исход
|
экипаж погиб
|
Причины
|
сложные метеоусловия
|
Дата
|
26.06.2000
|
Страна-эксплуатант
|
РФ
|
Место
|
военный аэродром под Воронежем
|
Время
|
ок 20:00
|
Самолет(ы)
|
Су-24
|
Эксплуатант
|
ВВС
|
Летчик(и)
|
|
Обстоятельства
|
когда самолет уже шел на снижение по посадочной
глиссаде, отказало управление
|
Исход
|
экипаж успешно катапультировался
|
Причины
|
|
Дата
|
11.03.2001
|
Страна-эксплуатант
|
РФ
|
Место
|
аэродром Моздок (Северная Осетия)
|
Время
|
23:55
|
Самолет(ы)
|
Су-24М
|
Эксплуатант
|
4-я воздушная армия ВВС
|
Летчик(и)
|
|
Обстоятельства
|
При заходе на посадку самолет попал в плотный туман.
Была осуществлена посадка за километр с лишним до начала ВПП
|
Исход
|
летчик и штурман не пострадали. Шасси выдержало, но
восстановлению самолет уже не подлежал
|
Причины
|
сложные погодные условия
|
Дата
|
19.02.2002
|
Страна-эксплуатант
|
РФ
|
Место
|
Плюсский район Псковской
области
|
Время
|
15:23
|
Самолет(ы)
|
Су-24
|
Эксплуатант
|
722-й бап (аэродром
постоянного базирования - Смуравьево) 6-й армии
ВВС и ПВО
|
Летчик(и)
|
Шостенко Владимир - летчик,
майор
Дроздецкий Александр - заместитель командира
первой эскадрильи, подполковник
|
Обстоятельства
|
катастрофа при полете на низкой высоте в сложных
метеоусловиях
|
Исход
|
экипаж погиб
|
Причины
|
"переоценка летчиками своих возможностей". Экипаж
"в нарушении параметров полетного задания попытался выполнить пилотаж
на запредельно низких высотах"
|